Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, UAZ) — предприятие, основанное в июле 1941 года, входит в состав автомобильного холдинга Sollers. Является российским производителем полноприводных автомобилей и по праву может считаться обладателем узнаваемого бренда.
В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации»из Москвы ряда крупнейших предприятий. Именно тогда было принято решение открыть сборочное производство Завода имени Сталина (ЗИСа) в Ульяновске. В октябре 1941 года часть коллектива московского автомобильного завода и оборудование предприятия были эвакуированы в Ульяновск, а к началу 1942 года на скорую руку оборудованный цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию — авиационные снаряды.

К маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей «ЗиС-5». А через семь месяцев начата стендовая сборка автомобилей для фронта. Уже к июлю 1942 года темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки. С такими темпами ульяновский филиал №4 ЗИС (Уль-ЗИС) был впереди других филиалов и уже вскоре официально был назначен головным предприятием по выпуску автомобилей «ЗиС-5».

В самостоятельный завод филиал вырос в 1943 году, когда было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и жилищное строительство. Возведение автозавода положило начало Засвияжскому району. Результатом же трудов стал вы-пущенный к маю 1943 года дизельный грузовик — «УльЗиС-253» первый собственный автомобиль ульяновского автозавода. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому «Студебеккеру», за что и получил высокую оценку специалистов.

Но об «уазиках» впервые заговорили лишь в 1949 году. Тогда завод производил автомобили «ГАЗ», но смог представить на октябрьской демонстрации 1949 года опытный образец однотонного грузовичка «УАЗ-300». В 1950 году он успешно прошел дорожные испытания, но так и не был пущен в производство.

Разработка собственных автомобилей продолжилась до 1956 года.

Тогда же УАЗ начал работать над будущими санитарными, грузовыми автомобилями, фургонами и микроавтобусами. Была принята новая по тем временам компоновка с кабиной над двигателем, которую на автомобилях повышенной проходимости не применяла ни одна фирма. Придуманные и освоенные тогда вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. В январе 1961 года в производство пошёл грузовик с бортовой платформой «УАЗ-451Д» и фургон «УАЗ-451». Обе модели окончательно укоренили УАЗ как узнаваемый бренд. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе и сегодня.