Ульяновский автомобильный завод (УАЗ, UAZ) – предприятие, основанное в июле 1941 года, входит в состав автомобильного холдинга Sollers. Является российским производителем полноприводных автомобилей и по праву может считаться обладателем узнаваемого бренда.
В июле 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации”из Москвы ряда крупнейших предприятий. Именно тогда было принято решение открыть сборочное производство Завода имени Сталина (ЗИСа) в Ульяновске. В октябре 1941 года часть коллектива московского автомобильного завода и оборудование предприятия были эвакуированы в Ульяновск, а к началу 1942 года на скорую руку оборудованный цех боеприпасов выпустил свою первую продукцию – авиационные снаряды.

К маю 1942 года было собрано пять первых автомобилей “ЗиС-5”. А через семь месяцев начата стендовая сборка автомобилей для фронта. Уже к июлю 1942 года темпы сборки возросли до 20-30 машин в сутки. С такими темпами ульяновский филиал №4 ЗИС (Уль-ЗИС) был впереди других филиалов и уже вскоре официально был назначен головным предприятием по выпуску автомобилей “ЗиС-5”.

В самостоятельный завод филиал вырос в 1943 году, когда было принято решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода. С этой целью городской исполком выделил за Свиягой 200 гектаров земли под промышленное и жилищное строительство. Возведение автозавода положило начало Засвияжскому району. Результатом же трудов стал вы-пущенный к маю 1943 года дизельный грузовик – “УльЗиС-253” первый собственный автомобиль ульяновского автозавода. Этот 3,5-тонный дизельный грузовик по экономичности двигателя и динамическим качествам не уступал американскому “Студебеккеру”, за что и получил высокую оценку специалистов.

Но об “уазиках” впервые заговорили лишь в 1949 году. Тогда завод производил автомобили “ГАЗ”, но смог представить на октябрьской демонстрации 1949 года опытный образец однотонного грузовичка “УАЗ-300”. В 1950 году он успешно прошел дорожные испытания, но так и не был пущен в производство.

Разработка собственных автомобилей продолжилась до 1956 года.

Тогда же УАЗ начал работать над будущими санитарными, грузовыми автомобилями, фургонами и микроавтобусами. Была принята новая по тем временам компоновка с кабиной над двигателем, которую на автомобилях повышенной проходимости не применяла ни одна фирма. Придуманные и освоенные тогда вездеходы были отправлены на экспорт в 22 страны мира. В январе 1961 года в производство пошёл грузовик с бортовой платформой “УАЗ-451Д” и фургон “УАЗ-451”. Обе модели окончательно укоренили УАЗ как узнаваемый бренд. Модификации этих автомобилей выпускаются на заводе и сегодня.