Всегда хочется сравнить: а как у них? И мы уже писали о том, как устроено ЖКХ в разных странах. Представляем вашему вниманию очередные заметки нашего корреспондента об устройстве городской жизни в центре Европы.
Этим летом после долгого перерыва мне довелось съездить в Германию, причем пожить там не просто как туристу – в отелях, а вместе с обычными немцами, в обычном многоквартирном доме, так сказать, в естественной среде обитания. О зрительных впечатлениях и хочу рассказать, а попутно немного сравнить наш уклад и тамошний.

Живут вподъездах и не борются
Многоквартирные дома как таковые там есть, но такого понятия, как МКД, не существует. Соответственно, нет и номера дома, как и номеров квартир. Адрес обозначается через номер подъезда и звучит, например, так: Германия, Бамберг, Файт-Штосс-Штрассе, 11, Мария Шик, то есть страна, город, название улицы, номер подъезда, имя.

Разумеется, никаких старших по домам либо председателей советов домов там тоже нет. Короче, живут, «как дикари-с», по подъездам, каждый по отдельности и даже не борются коллективно за свои права. Да и, сказать откровенно, не видят в этом никакого смысла: а зачем? Все права жильцов прописаны в законе. А он исполняется. И все…

То есть, поломался кран, звонит немец хаусмайстеру*, тот приходит и чинит кран. Если труба потекла, то звонит в управляющую компанию. Подъезды там ремонтируют по установленным нормам. Положено раз в пять лет – чинят раз в пять лет. Сломали раньше, к примеру, ободрали краску при переезде, виновники обязаны оплатить и тут же отремонтируют.

При этом люди-то те же самые, руки, ноги – все как у нас. Конечно, бывают и конфликты, бывает, отказываются оплатить ущерб, тогда – суд. Но не как у нас – не на годы, максимум несколько месяцев – и проблема решается.

Курить в подъездах, к слову, нельзя, как и у нас теперь, но возле подъезда и на собственном балконе – пожалуйста.

Незнайки по убеждению
Самое странное, при том, что немцы в советы домов не объединяются, за права не борются, откуда-то у них порядок берется. Более того, жилищного законодательства они вообще не знают и знать не хотят! Искренне удивляются, зачем это. Говорят, что не юристы. Элементарную жалобу написать в УК и то не могут. Не чета нашим «тертым калачам» – старшим по домам, которые бумажки мешками копят, каждое обращение и ответ на него в папочку подшивают. А немцам – не дано! Они же, если что-то сломалось, снимают трубку телефона – и все, к ним приходят, ремонтируют. Для нас, по-моему, такое пока даже дико представить.

А как иначе, ведь жильцы деньги платят! Хотя и не все. Есть и должники, неплательщики, прочие антисоциальные элементы, но с ними разговор короткий: забирают ключи от квартиры и дают ключи от
новой, меньшей площади. Это если детей нет, а если есть – государство помогает оплачивать. В Германии действуют нормы: двое однополых детей – минимум три комнаты, двое разнополых – четыре. И исполнять эти нормы должны не только родители, но и (барабанная дробь!) государство.

Парковки: комфорт не бесплатно
Почти перед каждым (!) домом там – приватная стоянка из двух (!) этажей: подземная и надземная.
Понимаю, что для жителя Ульяновска это звучит как фантастика.
Каждое парковочное место в Германии принадлежит жильцу дома и не может быть занято никем, даже самой фрау Меркель. Причем на подземную парковку посторонний вообще не сможет попасть, потому
как ключи есть только у жильца, оплатившего это право. Резонный вопрос «А куда же парковаться гостям?» решен. Гости могут оставить машину в «кармане» перед домом, а также запарковаться на тротуаре. На тротуарах такие места даже обозначены по периметру краской. Правда, оставить здесь машину надолго не выйдет. Возле таких мест стоит знак, на котором написано, сколько по времени здесь может стоять машина, не принадлежащая жильцам дома.
У домов, где парковки нет, очерчено место на тротуаре и стоит знак «Приватная парковка фрау Штирлиц», например. И никто место не займет. Если фрау кого-то заметит на своем месте, она вправе не только вызвать эвакуатор, но и требовать компенсации, что немецкие фрау и герры очень любят делать. Вместе с тем ни у кого из них даже не возникает вопросов о том, чтобы куда-то поставить машину бесплатно, в соседний двор, на газон… Купил машину – покупай гараж или парковочное место, комфорт стоит денег.
Дети – отдельно
Что еще бросается в глаза: у немцев во дворах нет детских площадок. Совсем. При этом жители, даже имеющие детей, ничуть этим не обеспокоены. А зачем возле дома? Дети, ведь, когда играют, кричат, они же будут мешать, так как в доме живут и старики, которым нужен покой. Да и кому не нравится тишина в доме?!

Детские площадки в Германии принято устанавливать в парках и делить по возрастному принципу. Все такие игровые площадки полностью засыпаны песком, чтобы любое падение было относительно безопасным. Кстати, сам песок там несколько крупнее и абсолютно лишен в своем составе глины, поэтому даже весной почти не нуждается в дисковании. Домики, качели, ограда, горки и прочие МАФы площадок сделаны из дерева и железа. Никаких фанеры и пластика. Кстати, дерево на них идет не «деловое», а искривленные стволы деревьев, верхушки – все
то, что у нас обычно сжигается еще на делянках в лесу. Вообще, дерево – очень востребованный там материал, но местные «зеленые» четко контролируют, чтобы в городе вырубались только больные деревья.

Каждая площадка снабжена колонкой, где для игры можно накачать воду и мускулы. Скверы и парки с площадками есть практически везде, любому жителю до ближайшего «детского места» идти максимум 10 минут. Я для себя вывел не писаное, но действующее там правило: есть деревья – значит, есть детская площадка.

Послесловие
Обыватели в Германии рассуждают очень просто, даже примитивно. Никаких юридических тонкостей они не изучают, что такое ЖКХ – вообще не знают. А зачем? Каждый должен заниматься своим делом и быть профессионалом именно в нем. Но профессионалам, соответственно, нужно платить, равно как и за комфорт – все стоит денег и ничего бесплатного нет. Немцы платят прогрессивный налог. Даже тарифы ЖКХ разнятся для владельцев одинаковых квартир, в зависимости от уровня дохода.

*Хаусмайстер – человек, нанятый владельцем дома для его обслуживания, в которое входят: обрезка деревьев и кустарников, уборка двора, электрические и сантехнические работы, не требующие специального допуска. Обычно обслуживает несколько домов, работая в каждом по два часа в день и реагируя в течение дня на звонки из подведомственных ему домов с сообщениями о текущих кранах и погасших лампочках. В своем распоряжении имеет мини-трактор, газонокосилку, бензокосу, бензопилу и прочие инструменты, запертые в специальной каморке во дворе одного из обслуживаемых домов. Зарплату ему платят жильцы, в платежки которых, согласно тарифам, включены работы, произведенные им за месяц. Например: «обрезка кустарников – 18 центов, уборка двора -11 центов, починка велостоянки – 2 евро 7 центов» и так далее, что позволяет ему получать от одной до двух тысяч евро в месяц.

Сергей Андрюшин