5 июня 1767 года в Симбирск прибыла императрица Екатерина Великая. Как писал знаменитый краевед- симбирянин Павел Мартынов в сборнике «Симбирск за 250 лет его существования», дворяне выстлали для нее путь от пристани до города дорогим алым сукном. От пристани – потому что приплыла Екатерина II к нам по Волге, на построенной специально для этого путешествия галере «Тверь». Макет этого судна – один из замечательных экспонатов музея «Архитектура и градостроительство Симбирска-Ульяновска».

Старший научный сотрудник музея Наталья Зубкова рассказывает, что «Тверь», этот замечательный образец российского судо- строения, построил Михаил Щепин при участии костромских плотников и крепостных мастеровых. В работе использовались дуб, сосна, липа и береза. Парусник (в штиль галеру приводили в движение гребцы) богато декорировали изображениями Нептуна, тритонов, русалок и других мифических существ. Руководил строительством капитан второго ранга Петр Пущин, который впоследствии сопровождал императрицу в ее путешествии. Судно спустили на воду 3 апреля 1767 года, и уже через месяц, 2 мая, Екатерина отправилась на нем вниз по Волге, останавливаясь в крупных городах – так сказать, для инспекции. О внутреннем убранстве галеры особенно не сообщалось, но посол Дании в России барон Ахац Фердинанд фон дер Ассебург писал: «Нет недостатка ни в одном из тех удобств, которые можно было бы иметь только в столице. На галере ея величества, называемой «Тверь», находится полное помещение с комнатой вроде залы, где она свободно обедает с двенадцатью собеседниками».

Симбирск стал последним волжским городом, в котором Екатерина побывала во время того вояжа. Прибыла она сюда 5 июня и остановилась в единственном на тот момент каменном здании – двухэтажном доме купца Ивана Семеновича Мясникова. Дом стоял на подгорной части Симбирска, под сенью кремля, неподалеку от церкви Святой Троицы. Позднее, видимо, в благодарность за прием, императрица удачно выдала замуж всех четырех дочерей Мясникова – за дворян Пашкова, Бекетова, Дурасова и Казицкого. Эти браки были выгодны и для дворян: каждый получил в приданое «по 19000 душ крестьян с соответствующим количеством земли в Симбирской губернии, да по два железных завода в Оренбургском крае», писал Мартынов. Симбирском Екатерина Великая осталась недовольна. Графу Никите Панину она сообщала в письме, что город скаредный, и все дома, за исключением того, в котором она жила, – в конфискате. Тем не менее в том же году Екатерина назначила Симбирск центром наместничества. 9 июня, узнав о болезни наследника пре- стола Павла, императрица спешно вернулась в столицу, но уже не по Волге, а по суше.

Известно, что сама галера долгое время, до 1954 года, хранилась в Казани, пока из-за детской шалости не сгорела вместе с павильоном, в котором находилась. Макет для музея сделал ульяновский мастер Алексей Присухин под руководством чемпиона мира по судомодельному спорту Сергея Байдерякова. Руководствуясь сохранившимися чертежами «Твери», Присухин создал макет в масштабе 1:50. При «строительстве» он добивался максимальной точности – даже корабельные узлы завязаны так, как это делали моряки в XVIII веке. Именно скрупулезность в деталях отличает макет «Твери», говорит Зубкова. По ее словам, макет Симбирского кремля – воплощение образа, ведь его точный вид и доподлинное расположение построек историкам неизвестны. А Гостиный двор выполнен в макете частично, причем по фотографиям 1960-х годов, – со времени его строительства, в середине XIX века, он мог измениться.

Анна Школьная