В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ В ИНТЕРНЕТЕ ХОДЯТ СЛУХИ, ЧТО УРАГАН, ОБРУШИВШИЙСЯ НА РЕГИОН В НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, МОГЛИ СПРОВОЦИРОВАТЬ В МОСКВЕ, КОГДА ПЫТАЛИСЬ РАЗОГНАТЬ ТУЧИ КО ДНЮ ГОРОДА. ВОЗМОЖНО ЛИ ТАКОЕ, ПОПЫТАЛАСЬ ВЫЯСНИТЬ “МОЛОДЕЖКА”.

НАДЕЛАЛ БЕД
Днем 7 сентября от ульяновских синоптиков пришло штормовое предупреждение. А уже вечером в области разыгралась страшная стихия. Налетели тучи, поднялся шквалистый ветер, пошёл ливень, а в округе всё засверкало.

От урагана сильно пострадали сёла Карсунского района. В Больших Посёлках ветер повалил много деревьев, снёс несколько крыш частных домов и даже опрокинул автобусную остановку. Из-за обрыва линий в селе были перебои с электричеством и телефонной связью.

Жители села Малое Станичное рассказали, что ураганный ветер дул всего пять минут и сопровождался ливнем с градом. Пострадали крыши домов, надворные постройки и заборы. Сломано много телевизионных антенн. А в пойме реки Барыша деревья были вырваны вместе с корнями.

В Цильнинском районе из-за грозы сгорела баня.

Удивительно, но Ульяновск отделался лёгким шоком. Непогода, по какому-то стечению обстоятельств, обошла областной центр, пройдя по периферии, и обрушилась всей своей мощью на соседний Татарстан. Известно, что в Казани двадцать человек обращались за медицинской помощью. Повреждены были кровли на 19 строениях, разбито 230 автомобилей, повалено 930 деревьев.

“Я ТУЧИ РАЗГОНЮ РУКАМИ…”
Тем не менее, в Ульяновске муссируются слухи о том, что ураган мог быть спровоцирован не где-нибудь “в преисподней”, а в самой столице. Якобы на Дне города в Москве разгоняли облака, вот и “доразгонялись”. Образовалась огромная чёрная туча, которая обрушилась на Ульяновскую область.

Верить ли в это? Да и возможно ли такое? Чтобы разобраться в этом, корреспондент “Молодёжки” встретился с руководителем отдела прогнозов Ульяновского гидрометеоцентра Альмирой Бурнаевой, которая знает почти все тонкости работы небесной канцелярии.

– Слухи о том, что непогода в нашем регионе могла быть спровоцирована разгоном туч в Москве – это из области легенд, – уверяет Альмира Бурнаева. – К тому же 7 сентября процесс образования воздушных масс шёл со стороны Средиземного моря. У нас же были ливни со шквалом и градом. Почему это произошло? Тут всё просто. Наверное, люди почувствовали, что 7 сентября воздух был влажный и тёплый. Это пришли влагоустойчивые воздушные массы со Средиземного моря. А на подходе их к Поволжью произошло взаимодействие высоких температур и холодного воздуха с Севера. Это и привело к грозам и шквалам. Кстати, как такового урагана у нас и не было. Скорость ветра была от силы 23-25 метров в секунду. Ураган – это когда ветер достигает скорости более 33 метров в секунду. Шквал прошёлся по западу, северо-западу области, прихватил юг…

– …а Ульяновск обошёл стороной. Словно кто-то отвёл беду?

– Ну, почему же? В тот день после девяти часов вечера загремели грозы и у нас. В районе посёлка Мостовая даже аварийные отключения света были. А потом пошёл самый настоящий тропический ливень. Но уверяю, что с Москвой это не связано. При этом, несмотря на все усилия, дождь в столице всё-таки был. Да и сомнительно всё это – разгон облаков. Ведь никто точно сказать не может, собирался ли дождь пролиться именно в том месте, а не в ином. Если атмосфера готова сама дать дождь, то, действительно, можно небольшим количеством реагентов ускорить этот процесс. Но если собирается дождь, то его уже никакими реагентами не остановить. Ну, если только атомным взрывом.

– А пушками если расстреливать кучевые облака? В Душанбе, например, в советское время такая практика приме-нялась. И, вроде бы, разгоняли облака.

– Здесь сложно определить эффект градо-бойцев. Как они считают? Ну, попали в облако.

А вот предотвратили или нет дождь – это вопрос. И где этот дождь должен пойти? Может, он и не собирался пойти над заданным населённым пунктом. Чёткой статистики нет.

– Скажите, а наша Волга сильно влияет на ульяновский климат?

– Куйбышевское водохранилище занимает большую площадь. Конечно, при определённых условиях идёт интенсивное испарение, и всё это приводит к образованию кучево-дождевых облаков. И они выливаются за Волгой. Пример тому – как иногда заливает Новый город. С запада идёт воздушная масса, плюс она насыщается влагой с водохранилища, и выпадают обильные осадки.

– А как вы считаете, можно ли управлять погодой?

– Пока этого делать не надо. Мы не знаем, что там, в атмосфере, творится. Мы можем только предположить. Наблюдения у нас точечные. Например, есть метеостанции в Ульяновске и в Димитров-граде. А что между ними? Какие там погодные условия?
Гипотетически можно управлять лишь локальными облаками. А если идёт фронтальная облачность, то ничего сделать нельзя.

– Были ли у нас зафиксированы смерчи?

– Я не видела. И фотографий не видела. Разговоры были. Но доказательств нет. Потому что у нас нет той влаги, которая необходима для формирования смерчей. Нужны условия, чтобы возник мощный воздушный вихрь. Воздушная воронка формируется при контрасте температур. Когда у земли тепло и влажно, а на высотах холодно.

– Вот говорят, что в городе ветра опаснее, чем, скажем, в открытом поле. Это правда?

– Скорость ветра в городе может быть выше. Это эффект аэродинамической трубы. Вы дуете в трубочку – сильнее будет поток воздуха. Поэтому там, где высокие строения, сила ветра сильнее. И в каких-то районах города это может быть даже опасно, особенно там, где неправильно идёт застройка. Всё это даёт возможности ветру разгуляться, усилиться. Далеко за примером ходить не надо: улица Карла Маркса в центре Ульяновска, с запада сдувает, а на Гончарова, вроде бы, ничего.

– Что ж выходит? В Ульяновске неправильное планирование зданий? Почему не учитывают аэродинамический эффект?

– Все климатические данные должны учитываться при строительстве зданий. Особенно какие ветра преобладают, Надо ставить так строения, чтобы не создавалась аэродинамическая труба.

– Кстати, есть у нас в области, скажем так, “погодно аномальные” районы?

– Да все районы одинаковы. Ведь всё зависит от процесса. И что ещё считать аномалией? Минус 37 градусов зимой – это для нашего региона вполне приемлемая температура. А грозы бывают не только весной, но и в январе.

– Вот сейчас все говорят о грядущем потеплении климата на планете. Даже под конец сентября вон какая тёплая погода стоит, Вы как считаете: идёт потепление?
– Сложный вопрос. Ведь раньше метеостанции стояли за городом. Их трогать нельзя. Показания будут другими. Город далеко был. Не было теплотрасс, машин. А теперь город приблизился. Взять хотя бы наш центральный аэродром, где стоит наша “точка”. И что теперь имеем? Что это – изменение климата или это влияние техногенное? Вопрос сложный. У нас пока нет таких серьёзных научных трудов по этой проблеме. Да и короткий ряд наблюдений.

– А с какого года в Ульяновске ведутся метеонаблюдения?

– Здесь тоже непростая ситуация. Были перерывы. Но могу сказать, что в Димитровграде наблюдают за погодой с 1924 года, в Инзе с 1924-го. В Сенгилее аж с 1896-го. А в Ульяновске с 1946 года, на аэродроме “Восточный” стали наблюдать лишь с 1986 года.

– И какие рекорды температур были отмечены за это время?

– Минус 48 градусов было 21 января 1942 года. Вообще, в сороковых годах прошлого столетия у нас стояли 40-градусные морозы. Запомнилась ульяновцам новогодняя ночь с 1978 на 1979 год, когда была зафиксирована температура минус 41,8°С Самым тёплым был январь 2007 года – плюс 5-7 граду сов по Цельсию. В 1970 году
в июле был плюс 41 градус. А самая низкая температура в июле отмечена в 1991 году ночью 4,6 тепла. Дневная самая низкая летом – плюс 15 градусов в июле 1994 года.

– В Ульяновской области нередки засухи. Скажите, есть ли какая-то закономерность, периодичность появления засух?

– Нет. Я веду наблюдения по Ульяновску. Вот данные по осадкам: недобор был с 1946 по 1961 годы. А по том, в 1962-м, всё залило. А в 1963-м ещё больше выпало осадков. А потом опять не добор. Или такой пример: в 1964 году в целом был недобор осадков. А в августе выпало 140 мм при норме в 51 мм. Бывало, и по пять норм выпадало за раз. Поэтому определенной закономерности не вижу.

Арсений КОРОЛЕВ

КСТАТИ
Люди всегда пытались управлять погодой. В прошлом в России устраивали церковные молебны “о даровании дождя”. Но некоторые служители культа имели барометр и выходили в поле только после того, как прибор показывал на дождь.

В средние века твердо верили, что шум разгоняет градовые тучи: при приближении грозы звонили в колокола. Церковники, рассчитывая на очень отсталые слои населения, делали на некоторых колоколах даже такие забавные надписи: “Живых созываю, мертвых оплакиваю, молнии разбиваю”. Конечно, шум не прогонял грозу, зато многие звонари поплатились жизнью.
В XIX веке существовало убеждение, якобы сильная стрельба из пушек вызывает такое сотрясение воздуха, что начинает идти дождь. В качестве примера приводился Бородинский бой. Исследования метеорологов показали, что погода во время сражений и после них бывает именно такая, какая должна быть в силу общих атмосферных условий. Влияние взрывов при стрельбе крайне невелико; тепловое воздействие по сравнению с солнечной энергией ничтожно мало; химическое действие весьма незначительно по сравнению даже с продуктом горения топлива, потребляемого в большом городе.