Для одних людей очень важно, чтобы в Ульяновске был крупный храм – тогда городское пространство оценивается положительно, оно культурно и комфортно. А для других главное – наличие «Макдоналдса» и «Ашана». И без этого город расценивается как «большая деревня». Однако и для тех, и для других значимо развитие Ульяновска, его превращение в то место, где хочется остаться.

О том, как «перезагрузить» наш город, как превратить его в пространство, привлекательное для креативных, ищущих людей, размышляли на «Ночи городских сообществ», недавно прошедшей в Мемцентре. О самых любопытных идеях, высказанных на «Ночи», читайте в нашем репортаже.

Зачем что-то менять?
– Мой метод исследования очень прост. Я прошу горожан показать их повседневный маршрут: дом – работа – дом. И затем задаю два конкретных вопроса: «Покажите, что вас раздражает на этом пути? А что оценивается положительно?». Большинство опрашиваемых говорят, что раньше мало рефлексировали по этому поводу. Затем я соотношу положительное и отрицательное и уже могу дать первоначальную оценку городу, – рассказывает Свят МУРУНОВ, московский урбанист, эксперт по социальному проектированию.

К этому сопоставлению подключаются и другие параметры: к примеру, увеличение жилой (некомплексной) застройки, число автомобильных пробок и парковок, появляются ли новые общественные места и сколько людей навсегда покидает город.

– В последнем случае ключевым является количество уезжающих одиннадцатиклассников. В так называемых «моногородах» данный показатель достигает 90 процентов. Ну, кроме того, в отношении Ульяновска можно задаться такими дополнительными вопросами: как у вас проходит День города? До сих пор по советскому принципу: большая сцена, шарики и в конце – салют? А как, например, у вас используется потенциал двух рек, на которых стоит город? Я сразу могу ответить: никак. В Ульяновске фактически нет набережной – по сравнению с другими городами, где я был.

Выступающий привел еще целый ряд вопросов, ответы на которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что наш областной центр нуждается в социальной и культурной «перезагрузке».

– Речь идет об изменении базовых регламентов постсоветского города, которые связаны с культурой, образованием и комфортной городской средой. Подобную «перезагрузку» сейчас успешно претерпевают Казань, Ижевск, Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург и Иркутск. Наша «Ночь городских сообществ» как раз является одним из инструментов, подталкивающих к этим изменениям.

Активисты и пассионарии
С точки зрения МУРУНОВА, единственные, кто способен осуществить реальную «перезагрузку», – это городские неформальные сообщества.

– Прежде всего, я имею в виду все самоорганизующиеся группы – велосипедисты, представители различных субкультур и креативного класса, краеведы, автомобилисты, дизайнеры – в общем, все те активисты и пассионарии, чьи главные жизненные ценности так или иначе связаны с городом и его культурными смыслами. Практика показывает, что именно они способны сдвинуть дело с мертвой точки. Цели и мотивы остальных важных городских субъектов – таких, как власть и бизнес – «не про человека».

Урбанист поясняет, что в постсоветской России исторически так сложилось, что городская власть находится немного в другом «измерении», чем остальные горожане.

– Главное целеполагание власти – сохранение самой власти. Это самодостаточный организм, который к любым изменениям относится с тревогой. Такая тенденция, кстати, в 1990-е годы сыграла очень положительную роль – для сохранения стабильности в стране. В свою очередь, основная цель бизнеса – прибыль. В начале 2000-х годов даже крупный бизнес отказался от всей социальной инфраструктуры и программ, которые были ориентированы «на человека». Средние и мелкие предприниматели вообще об этом обычно не задумываются. Остается только один субъект, который «про человека», – городские «низовые» сообщества. Но тогда возникает закономерный вопрос: почему же раньше все эти группы не играли никакой заметной роли в городской «повестке дня»?

Кто главный?
Как считает урбанист, причина «незаметности» городских сообществ в том, что они очень слабо взаимодействуют друг с другом.

– Понимаете, когда чего-то хотят и требуют десять городских активистов, например, привести в порядок парки или сделать велодорожки, то их легко проигнорировать. Но когда за эту идею выступают десять тысяч человек, принадлежащих различным социальными группам, то тут уже просто так не отмахнешься – да и манипулировать ими сложнее.

Эксперт отмечает: причина плохого взаимодействия между городскими сообществами заключается в том, что они не умеют контактировать «по горизонтали». Во время контакта у них сразу возникает вопрос: «Кто главный?».

– К примеру, собрались 500 велосипедистов, 20 экологов и трое краеведов, заинтересованных в сохранении или преображении парка. Кто из них главный? Да в том-то и дело, что никто – это горизонтальные сетевые структуры и взаимоотношения, под которые юридической основы пока не созданы. А у нас даже если организуют НКО или общественную ассоциацию, то сразу возникает и директор, и председатель, и бухгалтер – короче, выстраивается вертикальная иерархия, которая губит саму идею городских сообществ, – говорит Свят МУРУНОВ.

Выступающий предлагает таким группам начать сотрудничать, в том числе используя инструменты и возможности «Ночи городских сообществ».

Как зовут вашего соседа?
– Поднимите руки те, кто знает, как имя и отчество всех ваших соседей по лестничной площадке? – задает вопрос урбанист, и одна или две руки взлетают вверх. Однако потом они сразу же опускаются, потому что далее эксперт спрашивает об именах соседей по подъезду и в целом по всему дому.

– Это как раз о том, чего в городах действительно не хватает, – мы говорим о локальных сообществах. Когда я своим студентам рекомендую в качестве домашнего задания познакомиться и побеседовать с максимальным числом соседей, они на следующее занятие приходят с другим мировоззрением: «Оказывается, кругом полно интересных людей!». Но организация локального сообщества вовсе не означает, что вы сразу же обязаны полюбить
всех своих соседей. Это означает, что вы должны уметь общаться с ними по поводу какого-то общего для всех вас имущества, находить общий язык по другим вопросам. Например, в европейских странах владельцы или застройщики многоквартирных домов не могут продать кому-нибудь квартиру без согласия местного локального сообщества – дворового комитета. И это очень правильно, поскольку создает дворовую безопасную среду, где все друг друга знают – в лицо или по имени.

В этом смысле, как подчеркивает урбанист, создание так называемых ТОСов не всегда приводит к нужному эффекту. Нередко их организация контролируется и насаждается «сверху». Кроме того, если в ТОСах люди ведут себя слишком активно, требуют финансирования на какие-то нужные самоуправлению дела и работы – подобное поведение далеко не всегда устраивает власть.

Структура сообществ
– Городские сообщества обычно состоят из трех типов людей – идеологов, коммуникаторов и организаторов. Нередко все эти компетенции объединяются в одном человеке. Ну, понятно: идеологи – это генераторы идей, коммуникаторы – те, кто моежет устанавливать связи, а организаторы – те, кто знает, как все реализовать, – поясняет эксперт.

Любопытно, что важную роль могут выполнять те люди, которые, на первый взгляд, никакой пользы сообществу не приносят.

– Существуют так называемые «эмоциональные коммуникаторы». Вот есть в какой-нибудь «айтишной» тусовке некий Серега – он спрашивает, как у всех дела, рассказывает смешные истории, может посочувствовать, но программист из него – так себе. И вот сообщество живет, генерирует идеи, что-то создает. Но Серега исчез – и оно развалилось. То есть это такие «эмпаты», связующие звенья, роль которых не слишком заметна, но очень важна.

Как считает выступающий, именно за городскими сообществами – будущее. На самом деле город можно начать «перезагружаться» очень быстро.

– Например, в Пензе мы на День города за ночь на главной площади «постелили» газон -все прохожие не могли поверить собственным глазам. И это заставило присоединиться к празднику сотни горожан – тех, кто никогда не ходил на центральную площадь. И такие примеры можно приводить бесконечно. Если мы сможем объединить городские сообщества, а власть и бизнес вступят с ними в коммуникацию, поддержат их, то «перезагрузка» совершится сама собой.

Евгений Нувитов