Ульяновским детям, вероятно, надолго запомнится чудной мужчина, который говорил о себе в третьем лице «великий художник» и не нашел, к чему придраться, разглядывая их работы. 10-11-летние девочки – воспитанницы детской художественной школы, только начинающие свой путь в изобразительном искусстве, – по оценке Никаса Сафронова, рисуют лучше Матисса и не хуже Дали.
Выставки Никаса Сафронова проходят в Ульяновске часто, и даже излишне часто. Кому это надо? Он заявляет, что последняя выставка открыта по просьбе Сергея Морозова, Марины Беспаловой и жителей города. «Жители города» – такая удобная фраза. Кто-то подумает, что речь идет о всех горожанах, а на деле, может, пара человек и выразила в книге отзывов такое пожелание. Во всяком случае, у меня нет знакомых, которые интересуются, с позволения сказать, живописью Сафронова.
Выставка в Ульяновске работает уже недели три. Но церемония открытия состоялась только 1 октября. Сотрудники регионального минискусства срочно пригласили прессу на встречу, сделав акцент на том, что сам Сафронов представит свои работы губернатору. Сергей Морозов не пришел, но Николай Степанович (настоящее имя Сафронова. – Ред.) не был разочарован. Пока художник рассматривал работы учениц ДХШ, ему позвонили. «Помощник губернатора», – пояснил Сафронов собравшимся в Мемцентре. Через несколько секунд разговора помощник передал трубку губернатору, и Никас стал его упрашивать: «Может, на секундочку? Сто детей пришли, чтобы вживую посмотреть на губернатора!» (детей было не больше 15 человек. – Ред.). Потом Сафронов включил громкую связь и все услышали, как Сергей Иванович объяснял, почему не пришел – торопился на самолет в Москву.
– Вы убедились: губернатор извиняется, говорит, что любит и помнит, – резюмировал Сафронов после разговора, и тут ему позвонил другой помощник – главы военно-космических сил РФ Виктора Бондарева.
Вероятно, эго Никаса было удовлетворено. На лице написано, как для него важна эта сопричастность к миру известных и влиятельных, он куда больше медиа-лицо, чем художник. Не случайно фотографий Никаса со знаменитостями на выставке больше, и размещены они на более видном месте, чем картины. А главное полотно огромного формата, выставленное на всеобщее обозрение, – это фотопортрет его самого. На гигантское лицо «большого художника» смотреть можно бесплатно, не то что на его работы.
Рассматривая детские рисунки, Сафронов явил свое и весьма своеобразное представление о мире. По его мнению, Марс гораздо ближе к Луне, чем Земля, а планета с кольцами в Солнечной системе – Меркурий. Долго не мог вспомнить фамилию русского художника, талантливо нарисовавшего летящих лебедей, а когда ему подсказали, что это Рылов, радостно подхватил: «Да-да, Крылов!». Детям он заявил, что им повезло, у них замечательные учителя:
– А главное, у вас есть я! Мы с вами проведем выставку в Москве, а лучшие из вас придут ко мне домой. Я живу в очень красивой квартире с видом на кабинет Путина!
Талантливый продавец дал девочкам совет: мечтать о великом. Сам он, по его словам, увидев в детском возрасте картину голландского художника в Ульяновском художественном музее, подумал, что если бы он был художником, то нарисовал бы так же красиво. Поверив в собственную гениальность, Никас сумел убедить в этом неискушенных людей. Насаживая головы животных на человеческие торсы, он, по его словам, хочет «призвать к милосердию по отношению к ним», то бишь к животным. Нещадно эксплуатируя однажды придуманный ход с «переодеванием» знаменитости в костюм какой-либо исторической эпохи, он будто не видит, что это выглядит как конвейерное производство. На одном из ульяновских порталов допустили оговорку, что ульяновцы впервые смогут увидеть полное собрание картин Никаса Сафронова. За этой оговоркой кроется верная мысль: достаточно увидеть по одной картине из каждой серии, остальные – словно многократные отражения. Яркую характеристику собственному эклектичному письму он дал сам:
– Сейчас я пишу портрет Софи Лорен. Лицо будет написано в стиле реализма, над головой – кубизм, а на груди – символизм, я нарисую там город, в котором она родилась.
Ни одного профессионального художника (за исключением педагога ДХШ, по долгу службы сопровождавшего учениц) на выставке замечено не было.
Анна Михайлова