В арбитражный суд Ульяновской области поданы первые заявления от физических лиц с просьбой признать их банкротами. Однако судьи пока слабо представляют, как рассматривать такие дела.

Как рассказали в пресс-службе областного арбитражного суда, в первый же день действия закона заявления о банкротстве были приняты у троих жителей региона. Всего же на вчерашний день поступило восемь таких прошений. Все – от самих должников.

С 1 октября, напомним, вступил в силу закон о банкротстве физических лиц. Отныне любой гражданин России, который не в состоянии расплатиться с долгами по кредитам, может объявить себя банкротом. Это возможно в случае, если просрочка превышает три месяца, а сам долг составляет более 500 тысяч рублей. При этом для возбуждения дела о банкротстве по инициативе самого гражданина нижняя планка для суммы долга не установлена – здесь суды должны учитывать обстоятельства, очевидно свидетельствующие о неплатежеспособности должника.

В случае банкротства почти все имущество должника будет продано, а вырученные деньги пойдут в счет уплаты долгов по кредитам. Однако если изымать у него нечего либо он является обладателем единственной квартиры, в которой проживает, выселить оттуда, чтобы пустить недвижимость с молотка, никто не сможет. Конечно, речь не идет о приобретаемой в ипотеку квартире. В таком случае, даже несмотря на тяжелую жизненную ситуацию, жилплощадь выставят на торги.

Большинство должников процедура банкротства отпугивает дополнительными финансовыми расходами. Если с заявлением обращается сам гражданин, то он обязан оплатить госпошлину (шесть тысяч рублей) и еще внести десять тысяч рублей на депозит суда – в качестве оплаты услуг финансового управляющего. Также нужно приложить доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по банкротному делу. Если банкротство инициирует кредитор, то бремя выплат в пользу управляющего несет он, но потраченные средства могут быть затем возмещены ему при обнаружении имущества должника.

На днях Верховный суд РФ в постановлении пленума разъяснил: если имеются достаточные основания полагать, что гражданин сможет погасить свои долги в течение непродолжительного времени, он не может быть признан банкротом. Продолжительность этого срока устанавливается в каждом конкретном случае судом (но не может быть более трех лет), которому ВС предписывает учитывать мнения участвующих в деле лиц, объективную возможность исполнения должником обязательств и экономическую целесообразность такого ожидания для кредиторов.

Многие специалисты с опасением ожидают последствий реализации закона, полагая, что заемщики попытаются отделаться от долгов через банкротство. Однако в разъяснениях ВС много говорится о недопустимости злоупотребления правом со стороны физлиц. Например, непредставление должником документов о своих доходах или же сообщение суду неполных или недостоверных сведений может стать основанием для отказа в признании банкротом. Такие же последствия влечет и совершение мошенничества, злостное уклонение должника от погашения долга, уплаты налогов, сокрытие и умышленное уничтожение имущества. Если эти факты будут выявлены после реализации имущества, определение об освобождении должника от обязательств может быть пересмотрено судом, пишет ВС.

Впрочем, есть и целый ряд невыясненных моментов. В частности, не определен размер минимально необходимой суммы для финансирования процедуры банкротства гражданина. Нет разъяснений и по вопросам о совместном имуществе и обязательствах супругов. В какой мере супруг должника должен отвечать по не своим обязательствам?

Еще одна проблема состоит в том, что арбитражные суды есть только в региональных центрах. Что делать людям в маленьких городах? Эксперты не исключают, что для рассмотрения таких дел могут использоваться системы видеоконференц-связи, установленные и в судах общей юрисдикции, и в арбитражных судах. Но эта процедура еще будет отрабатываться.

Николай Генин