17 октября в Ульяновске выступит замечательный баянист, дирижер и педагог Алексей Артемьев.

В преддверии концерта он дал интервью газете «Дыхание Земли».
– Алексей Иванович, расскажите, почему вы выбрали профессию музыканта, кто вас направил на эту стезю?

– Родители очень хотели, чтобы я играл на баяне. Их детство прошло в суровые годы Второй мировой войны. Для них выше музыкального образования никакого другого не существовало: профессию музыканта считали самой элитарной. Я был способным ребенком, уже в детском саду играл на аккордеоне, сам подбирал по слуху. Тогда шести-летним ребенком меня отдали в музыкальную студию при ДК. Нотный текст я научился читать раньше, чем обычный.

– Почему решили стажироваться за границей – в Финляндии, Германии?

– После выступления на музыкальном конкурсе баянистов в 1996 году в Аррасате (сегодня это один из самых престижных баянных международных конкурсов) я подошел к известному финскому баянисту Матти Рантанену и спросил его мнение о своей игре. Он мне все подробно рассказал; после этого я стал искать возможность у него поучиться. На том конкурсе я не занял никакого места, но приобрел очень много в другом плане. Два года подряд после этого ездил в Финляндию на мастер-классы Матти Рантанена, там же занимался и у Штефана Хуссонга. Штефан Хуссонг мне открыл Баха, а Матти Рантанен – современную европейскую музыку. К тому времени я уже был хорошо научен. Меня хорошо учил Александр Сергеевич Базиков в Тамбовском музучилище и Фридрих Робертович Липе в РАМ им. Гнесиных.

– Почему вернулись работать в Тамбов? Чем сейчас занимаетесь?

– Тамбов – мой родной город, с богатой культурной, концертной жизнью, с ним связано мое детство. Получив высшее образование, я вернулся, стал преподавать в музыкально-педагогическом институте. Организовал в филармонии оперную студию. Мы исполняли русскую и зарубежную оперу – Чайковского, Моцарта, Верди, Россини… Параллельно я работал дирижером в оперной студии РАМ им. Гнесиных под руководством Юрия Сперанского. В Тамбове и в области было показано более 30 спектаклей силами студентов академии им. Гнесиных, солистов Тамбовской филармонии, студентов музыкально-педагогического института и Мичуринского аграрного университета, а также учащихся музыкальных и общеобразовательных школ.
Сегодня я по-прежнему работаю на кафедре народных инструментов. Веду оркестровый класс, класс баяна, дирижирование и руковожу научной работой магистров; работаю в музыкальной школе № 2 г. Тамбова.

– Где выступали в последнее время?

– Мои поездки больше связаны с работой в жюри конкурсов, проведением мастер-классов и чтением лекций в консерваториях Испании. Совсем недавно мы с ансамблем народных инструментов ездили в Милан выступать в Днях российской культуры на всемирной выставке «ЭКСПО-2015». Через несколько дней после концерта в Ульяновске мы вместе с виолончелистом Евгением Румянцевым будем играть дуэтом произведения Баха и Губайдулиной. Немного позже выступаю вместе с испанским баянистом Иняки Альберди.

– Что вы думаете о значении русской народной музыки, ее месте в жизни и развшпии общества?

– Народная музыка – это громадный культурный пласт. Умереть она не может, если говорить о русской народной музыке в прямом понимании. Если говорить о ней как о музыке для народных инструментов, то тоже все замечательно. Репертуар сегодня очень разнообразный и богатый. На любой уровень и вкус слушательской аудитории. Он развивается потому, что не развиваться не может. Если сегодня появляются сложные сочинения в современных техниках композиции для народных инструментов, то это не говорит о потере традиций, напротив, это подтверждает то, что народные инструменты сегодня – едва ли не самая жизнеутверждающая отрасль музыкального исполнительства.

– Как сформировать новый взгляд на творчество русского народного оркестра?

– А вот русский народный оркестр испытывает репертуарные сложности. Посмотрите, как изменился баян в течение последних трех десятков лет XX века. Он быстро прошел путь от традиционной тональной музыки до музыки серийной, до сонорики и алеаторики. И это не блажь современных композиторов, это жизнь так изменилась. Искусство всегда, во все времена было отражением жизни. А ведь смартфон не отразишь тональностью. Баян имел громадные звуковые возможности. Если бы он был бедным инструментом, при всем желании София Губайдулина не смогла бы для него написать De profundis.

Я очень люблю русский оркестр, готов его слушать и слушать. Думаю, что его репертуар будет обогащаться. Возможно, для этого необходимо будет отойти от устоявшейся на сегодняшний день функциональности оркестровых групп. Мне думается, что надо развивать (усовершенствовать) такие инструменты, как секунды и альты. Им нужна свобода вместо сегодняшних рамок сопровождения. Если бы альты и виолончели в симфоническом оркестре играли преимущественно аккомпанемент, то симфонический репертуар был бы несоизмеримо беднее. Поэтому народному оркестру есть куда развиваться.

– Чем ваше исполнение, на ваш взгляд, интересно слушателям? Есть ли новаторство?

– Самый строгий судья себе -это я сам. Если мне нравится, как я сыграл, то слушателю, скорее всего, тоже понравится. Если же мне не нравится, то в атом случае мнение слушателя мне не важно (оно не может меня утешить). Новаторство в искусстве всегда разрушительно. Я не новатор! Возможно, я играю по-другому, но это только потому, что по-другому понимаю и чувствую.

В заключение добавим, что концерт этого замечательного музыканта пройдет 17 октября в 17.00 в концертном зале Ульяновской филармонии.