Живой отклик вызвала наша публикация в среду, 14 октября «Под видом бензина льют суррогат», в которой мы рассказали о результатах проведенной Росстандартом проверки автозаправочных станций. В частности, на территории ПФО нарушения установленных требований технического регламента выявлены на 341 из 660 АЗС (52 процента), а доля нарушений физико-химических показателей топлива составляет 75 процентов (255 АЗС). Еще в 96 случаях зафиксирован недолив топлива.

Как добиться возмещения ущерба, если от некачественного топлива пострадал автомобиль?

В Управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области пояснили: приобретая бензин, вы заключаете договор купли-продажи, согласно которому продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 2 ст. 469 ГК РФ). Вред, причиненный вашему имуществу вследствие недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 14 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Поломка автомобиля из-за низкого качества бензина – не исключение из этого правила. Чтобы взыскать причиненный ущерб с продавца, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

1. Сделайте несколько копий кассового или товарного чека об оплате бензина на случай потери или выцветания оригинала. Факт приобретения бензина у конкретного продавца подтверждается чеком, а при его отсутствии – путем привлечения свидетелей, предъявления фото, видео и т.д.

2. Передайте автомобиль в ремонт на СТО. В автосервисе вам выдадут заключение о неисправности автомобиля, запчастях, требующих замены, их стоимости, а также о предположительных причинах поломки. Сохраняйте квитанции об оплате услуг автосервиса, а также приобретенных деталей и запчастей. В последующем эти документы понадобятся для подтверждения размера ущерба, причиненного вам в результате продажи некачественного бензина.

Шаг 3. Подготовьте и предъявите претензию владельцу автозаправочной станции о возмещении ущерба, причиненного продажей некачественного бензина. В претензии укажите марку и дату приобретения бензина, его количество, а также неисправности. Сведения о собственнике АЗС могут быть указаны на чеке, на информационных стендах в помещении станции, запрошены у сотрудников автозаправочной станции и т.д.

Претензия составляется в двух экземплярах и передается непосредственно сотрудникам АЗС с проставлением на своем экземпляре отметки о ее приемке, то есть подписи сотрудника, принявшего претензию, а также по возможности печати юридического лица. Также целесообразно направить претензию по адресу местонахождения (юридическому адресу) владельца автозаправочной станции заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если заключение, выданное СТО, не убедило продавца, переходите к следующему шагу.

4. Сделайте экспертизу бензина в экспертной организации, уведомив продавца о ее проведении.

Как правило, продавцы отказываются проводить экспертизу недостатков товара либо проводимые ими экспертизы устанавливают, что качество проданного товара является надлежащим. Для точного определения причины поломки автомобиля вам необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу в экспертном учреждении. По ее результатам вам выдадут заключение о действительных причинах поломки автомобиля, которое в дальнейшем будет основополагающим доказательством при рассмотрении дела в суде.

Шаг 5. Обратитесь в суд с исковым заявлением. В исковом заявлении укажите все детали и обстоятельства, связанные с поломкой автомобиля, в частности, выявленные неисправности и ущерб, дату и время приобретения бензина, место приобретения и количество (ст. 131 ГПК РФ).

Сформируйте приложение к исковому заявлению, в том числе приложите (ст. 132 ГПК РФ): чек об оплате бензина; заключение из автосервиса с приложением чеков на оплату услуг автосервиса и покупку деталей и запчастей; заключение экспертизы; претензию с приложением документов, подтверждающих ее получение ответчиком (продавцом).

Кроме того, в суд при рассмотрении дела могут быть вызваны свидетели, которые присутствовали при поломке автомобиля.

В рамках заявления иска о взыскании ущерба вы также можете заявить требование о возмещении морального вреда (ст. 15 Закона №2300-1).

При удовлетворении судом требований потребителя, которые не были удовлетворены продавцом в добро- вольном порядке, суд взыскивает с продавца в пользу потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона № 2300-1; п. 46 Постановления пленума ВС РФ от 28.06.2012 года № 17).

Дмитрий Минаев