Автор книг о Льве Толстом Павел Басинский побывал на прошлой неделе в Ульяновске и выступил с литературной лекцией. Но, думаю, имя Басинского многим у нас неизвестно.
Я его тоже не знал, и потом – к современной литературе я отношусь с недоверием, да простят меня писатели. При ликвидации книжного магазина на улице Льва Толстого были объявлены большие скидки, и среди того, что мне показалось интересным, была книга Басинского «Бегство из рая». Точнее, интересным было имя Льва Толстого – книга о нем. Я купил и поставил ее на полку: когда-нибудь, может, прочитаю. Через какое-то время увидел еще одну книгу того же автора, и снова о Толстом. «Святой против Льва» – так она называется и повествует о взаимоотношениях великого писателя с Русской православной церковью.
С нее, не без опасений, я и начал знакомство с трудами Басинского. Открыв книгу, оторваться уже не смог и очень быстро прочитал всю, хотя обычно читаю медленно.
Удивили очень хороший русский язык книги и деликатность, с которой Басинский говорит о персонажах. Сюжет противостояния Льва Николаевича Толстого и церкви фокусируется на отношении к нему в связи с этим противостоянием Иоанна Кронштадтского, настоятеля собора в одноименном городке близ Санкт-Петербурга, то есть Кронштадте (после смерти Кронштадтский был канонизирован). И опять же удивило, с какой злобой этот человек, признанный святым, публично поносил Толстого, молил ему смерти, желал повесить ему жернов на шею и утопить, и тому подобное. Примечательно, что Толстой не сказал о Кронштадтском ни одного плохого слова, удивляясь, почему «этот добрый старичок» так его ненавидит. Хотя вообще Толстой был совершенно бесстрашен и всегда говорил то, что думал. Но, в отличие от Кронштадтского, никогда никому не грубил.
Давно, еще в советское время, у меня была книжка с названием, если я правильно помню, «Отлучение Л.Н.Толстого от церкви». Кроме изложения этой истории, имевшей место в 1901 году, в книжке публиковались относящиеся к ней документы – Определение Святейшего Синода, ответ Толстого на это Определение, письмо жены Толстого Софьи Андреевны митрополиту Антонию, в котором она очень резко отзывается о поступке церкви. Но книжка куда-то делась. Несколько раз я пытался найти ее в своей библиотеке, но не находил, и вот в приложениях к исследованию Павла Басинского увидел эти документы. Увидел то достоинство, с которым Лев Николаевич отнесся к церковному демаршу.
В Определении Синода речь шла, кстати, не об отлучении Толстого, а о его отпадении от церкви, в связи с чем он в своем ответе выразил недоумение. Определение не отвечало даже церковным правилам, на что и обратил внимание Синода Толстой. Что значит отпадение и о чем это Определение, если я и так от церкви отошел и давно об этом объявил, писал Лев Толстой Синоду. Но особо ценным в приведенных в приложении документах является обращение писателя, озаглавленное им коротко: «К духовенству». Это программный текст, расставляющий точки над «i» во взглядах Льва Толстого на религию, на официальную церковь, и не только православную, на официальное духовенство, и тоже не только православное.
Толстой писал своим адресатам, что то, что они проповедуют, они делают не ради Бога и не ради паствы, а ради собственной корысти, ради окладов, богатства, золоченых одежд и вообще внешнего великолепия. Что они не просвещают свою паству, а, наоборот, стремятся держать ее в темноте и забитости и закрывают ей путь к истине, воспитывают из нее не сообщество людей по образу и подобию Божьему, а сообщество рабов, и не столько Божьих, сколько рабов правительств. Что они гипнотизируют людей, воздействуют на них с помощью ритуалов, обрядов, свечей, песнопений, идолопоклонства, лишая их возможности рассуждать здраво и рационально и лишая возможности собственным бытием постигать нравственный закон жизни, провозглашенный в том числе Иисусом Христом в Нагорной проповеди. Что в установлениях церкви нет ничего от Бога – все придумано одними людьми для устрашения и закабаления других.
После публикации этого обращения и других статей Толстой был подвергнут неистовой травле духовенства и около него стоящих. В начале 1900-х он часто болеет и оказывается на грани смерти. Иерархи ведут тайные переговоры на тему, разрешать ли отпевание писателя в случае его кончины, и приходят к вердикту «не разрешать». Враги, среди которых был и Иоанн Кронштадтский, надеялись, что Толстой умрет, но произошло чудо: несмотря на фактически смертельный диагноз, он выжил, прожил еще восемь лет и в итоге пережил Кронштадтского как по времени, так и по возрасту – Иоанн Кронштадтский скончался в 1908-м в 79 лет, Лев Толстой – в 1910 году в 82.
Смерти Толстого предшествовала его семейная драма и уход из Ясной Поляны. Трактовалось это зачастую как заурядный уход от жены, но все было намного сложнее, пишет Павел Басинский в книге «Бегство из рая». Софья Андреевна была умной женщиной и понимала, что ей выпала доля быть женой гения. Она понимала и многие мотивы и поступки Толстого, но она была матерью восьмерых взрослых детей (всего родила 13, пять из которых умерли в младенчестве и отрочестве), которые, так сложилось, не умели зарабатывать и постоянно обращались к ней за деньгами. Взять она их могла практически только из гонораров Толстого, который устал от этой эксплуатации его имени и хотел на пороге смерти от нее освободиться. Устал он и от поклонников, и от последователей, так называемых толстовцев, непрерывным потоком шедших в Ясную Поляну. И хотел укрыться где-нибудь в глуши, где его оставили бы в покое. Книги написаны Басинским, повторюсь, с большим тактом и большим интересом к личности Льва Толстого, которая была, на мой взгляд, даже крупнее, чем его творческий гений.
Геннадий ЯКИМЧЕВ