В Старой Майне работает казачий кадетский клуб, где дети занимаются парусным спортом. Организация держится исключительно на энтузиазме казаков и некоторых местных жителей.
Вместо свалки — клуб
Места в Старой Майне красивейшие, это всем известно. Чудесный залив, хороший берег. А воздух какой! Для занятий детей парусным спортом лучшего и не надо. Несколько лет назад Игорь Леонидович Рожков, председатель совета старейшин ульяновского регионального отделения «Союза казаков», житель Старой Майны, приехавший сюда из Казахстана, сам флотский, организовал в посёлке казачий кадетский клуб. В клубе бесплатно обучают детей азам парусного спорта. Ребятам нравится: лето, солнце, Волга, и чтоб вдаль уходила земля, и волны пели, и каждый пятый, как правило, был у руля. Увы, клуб живёт исключительно благодаря энтузиазму Игоря Леонидовича, его сына, атамана ульяновского отделения «Союза казаков» Игоря Рожкова, и других казаков. Именно они вкладывают свои силы и деньги в то, чтобы поддержать детскую организацию, чтобы ребята продолжали заниматься любимым делом.
Сегодня территория клуба на берегу залива заметно преобразилась. Когда-то на её месте была свалка, заросшая камышом. Казаки всё расчистили, начали обустраиваться. В гостях у них побывали и журналисты «Молодёжки».
Надо же было нам приехать в клуб в такое времечко! Погода – дрянь, как говорят несентиментальные моряки. Северный ветер гнал налитые холодной серостью тучи. На Волге штормило, и волны бухали о причал так, что брызги летели во все стороны. Оставалось только фантазировать, как же здорово здесь в хорошую погоду, да летом!
Берег уже немного оборудован для занятий. Есть причал, расчищена площадка под строительство будущего здания клуба, стоит свежий сруб, приобретённый на деньги депутата Законодательного Собрания области Николая Ваганова (казаки к нему обратились за помощью, и он не отказал детям). У клуба есть свой мини-флот: мотолодка и ялы – всё собственность Рожковых.
— Старый ял сын Игорь сейчас капитально ремонтирует, оформляет резьбой по дереву, выйдет настоящая игрушечка – вот увидите! – говорит Рожков-старший. — Любовь к парусному спорту ему передалась по наследству.
В сторожке, где проводятся теоретические занятия с ребятами, всё по-флотски скромно: книги, карты-схемы да печка. Спасибо местной администрации — оплачивает клубу электроэнергию и ставки сторожам, без которых здесь бы всё давно растащили. Остальное казаки помогают делать и сохранять своими руками.
— Сегодня в клубе занимается 12-15 детей, — рассказывает Игорь Рожков-младший. — Больше мы принять пока не можем. Летом проводим с ними практические занятия на ялах, ходим под парусом, на вёслах. Недавно ходили под парусами из Старой Майны до Болгар — 60 километров. После прохождения годового курса ребята сдают экзамены, получают удостоверение яхтсмена по классности. Если не сдал экзамен, учишься дальше. Как в автошколе. Детям здесь интересно, летом они в клубе с утра до вечера. Парусный спорт, как и море, воспитывает в людях мужество, силу духа, умение преодолевать трудности. Пока у нас занимаются дети только из Старой Майны. Мечтаем, чтобы в клубе учились ребята со всего района. Но для этого нужны соответствующие условия.
Берег мечты
Тем более, идея-то не ограничивается одним лишь клубом юных яхтсменов. Берег, который уже прозван Казачьим, или Берегом мечты, можно преобразить в настоящую туристическую мекку.
— Мы хотим сделать здесь летний лагерь, причём не только для детей, но и для семейного отдыха тоже, — делится планами Рашид Загидуллин, заместитель директора объединённой детско-юношеской спортивной школы. — Много денег для этого не нужно. Надо только поддержать идею на первых порах, потом лагерь сможет сам себя содержать. Здесь можно организовать палаточный лагерь для туристов (уже и палатки куплены), для семей с детьми. Оборудовать пляж. Мы в Старой Майне живём на берегу залива, а у нас нет ни одного пляжа, дети всё лето здесь купались. Ребят в посёлке полно, хотелось бы, чтобы они были заняты полезным делом. Смену на сто человек здесь вполне можно организовать.
Но для этого ещё столько надо сделать! Достроить здания, укрепить берег. Казаки вкладывают свои средства, но ведь бесконечно так продолжаться не может.
— Все говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. А где оно в селе? На район рассчитывать не приходится, у администрации денег нет, она и так помогает, чем может. Нам нужно финансирование извне: спонсорское или бюджетное. Если бы нас отдали области, это изменило бы ситуацию, — уверен Игорь Леонидович Рожков.
Он обращается к региональной власти с просьбой обратить внимание на их клуб и взять его на областное обеспечение.
Пока же Игорь Леонидович «зарабатывает» для клуба собственным талантом. Удивительно мастеровитый человек, с золотыми руками и цепким взглядом художника. Он и рисует, и создаёт скульптуры из дерева. Вместе с сыном сделал деревянную булаву, инкрустировал её лазуритом, привезённым из Казахстана, балтийским янтарём, опалом и серебром. Очень тонкая работа! Шутит, что не может пройти мимо ни одной коряги — сразу забирает в дело, принимается создавать из неё причудливые формы. Что-то удаётся продать. Странно, что у него до сих пор никто не купил хорошо выполненную копию «Охотников на привале» Василия Перова. Деньги от продажи картин пойдут на покупку станков для клуба, на которых ремонтируют ялы. И когда только всё успевает? В прошлом году Рожков-старший отметил свой 80-летний юбилей.
Вообще биография Игоря Леонидовича заслуживает отдельной главы.
Поход, которого не было
В Старую Майну Рожковы переехали из Алма-Аты. Глава семьи долго выбирал место для новой жизни. Проплыл по всей Волге от Москвы до Ростова-на-Дону на теплоходе, вёл в пути дневник: где как живётся. И решил осесть в Старой Майне. Говорит, места здесь с историей. Впрочем, и у самого Игоря Леонидовича в загашнике немало удивительных историй.
Он, к примеру, второй человек в Советском Союзе, прошедший в 1969 году под парусами на колёсах. Это как? — спросит наш читатель. А вот так: под парусом ходят не только по воде, но и по суше. Яхта для этого рискового дела, разумеется, отличается от привычного плавсредства.
— Она установлена на трёх колесах, и желательно, чтобы резина на них была без протекторов, так как движется такая яхта не механически, а за счёт толкания, — поясняет Игорь Рожков. — От мотороллера «Вятка» мы взяли переднюю вилку со спидометром. А парус обычный. Шли со скоростью до 85 километров в час.
— А если ветра нет? – спрашиваем.
— Тогда самим дуть приходится, — шутит Игорь Леонидович.
Вообще первым такое сухопутное «плавание» на колёсах совершил француз дю Буше. Он прошёл по пустыне Сахаре в сопровождении марокканских солдат. Вторым в мире и первым в СССР был путешественник Владимир Таланов. В 1968 году он прошёл 1000 километров по пескам Казахстана до Аральского моря на самодельных колёсных яхтах. А после него, на следующий год, прошёл Игорь Рожков. О его походе даже писал Василий Песков, знаменитый обозреватель «Комсомольской правды», автор рубрики «Окно в природу».
— После похода мы познакомились с Талановым, хотели пройти вместе под парусами Северным морским путём (по морям Северного Ледовитого океана). Я же служил в Северном морском флоте. Подключили Юрия Сенкевича, знаменитого путешественника, ведущего популярнейшей телепередачи «Клуб путешественников». Дело уже шло. Нам нужно было изобрести специальные мелкосидячие яхты, потому как в одном из проливов Северного пути только в августе вскрываются льды, и не всегда можно пройти. Между берегом и льдом узкий проход да ещё мелководье. В общем, работа продвигалась, как вдруг прямо ко мне в Капчагай (город неподалёку от Алма-Аты), где я служил начальником алма-атинской спасательной службы, приезжает Сенкевич и говорит, что ехать нам нельзя. Оказывается, в то время было запрещено популяризировать Северный морской путь, так как у нас была завышена северная граница на карте, — нельзя было это афишировать, — вспоминает Игорь Леонидович.
Много было пройдено дорог. Сегодня свой колоссальный опыт, тренерский, флотский, человеческий, в конце концов, Рожков-старший с удовольствием передаёт детям. Но силами одних только казаков и тех, кто им помогает, не обойтись. Если их не поддержать как можно скорее, может случиться так, что бескорыстный труд пропадёт даром. А этого допустить нельзя.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА