На этой неделе в областном Законодательном Собрании состоялось заседание комитета по социальной политике, на котором депутаты одобрили список малокомплектных школ, меры поддержки молодых специалистов в регионе и обсудили меры поддержки лучших школ области.

Новый законопроект “О единовременной социальной выплате, предоставляемой отдельным работникам организаций, осуществляющих на территории Ульяновской области деятельность в сфере информационных технологий” прошел без боя. Депутаты поддержали его единогласно. Если Законодательное Собрание последует примеру комитета, специалисты, которых в народе зовут айтишниками, смогут претендовать на единовременную социальную выплату в размере 50% от величины первоначального взноса по ипотечному кредиту. Максимальный размер выплат ограничен цифрой в 150 тысяч рублей.

Бурные споры и дискуссии развернулись вокруг закона о субвенциях учреждениям образования, согласно которым предлагается повысить на 15% фонд оплаты труда 25 школам с высоким качеством образования. И неспроста. Ведь, как говорится, нет семьи такой, где не было бы хоть одного школьника. В “элитный список” учебные заведения будут отобраны на основании рейтинга. На прошлом заседании областного парламента закон был принят в первом чтении, однако окончательное решение депутаты отложили до полной ясности системы оценок таких школ.

– Мы должны иметь четкое представление, какими подзаконными актами будет регулироваться механизм поощрения, как он будет работать. Кто и как будет отбирать эти школы, как часто будет меняться список? Депутаты должны быть уверены, что результат будет справедливым, – выразил общую позицию депутатов Игорь Тихонов.

Критерии, предложенные министерством образования и науки, основаны на федеральных государственных образовательных стандартах. Ростислав Эдварс, председатель фракции “Единая Россия” в Законодательном Собрании, с большинством критериев согласился, однако подчеркнул необходимость заранее обсудить с коллективами школ правила игры. Заседание комитета показало, что вопросы у педагогов все-таки остались.

По мнению депутата Лидии Жуковской-Латышевой, которая является также директором школы и Заслуженным учителем РФ, предложенная система оценки недостаточно точно отражает качественные показатели образования. Так, наличие электронных библиотек, включенное в критерии, является основанием для начисления баллов, однако их функции вполне может заменить доступ в интернет. Второй пример – изучение двух иностранных языков. Этот критерий автоматически снижает возможность попасть в рейтинг учебным заведениям, специализирующимся на углубленном изучении точных наук. Еще один пункт, влияющий на итоговую оценку – наличие логопедического кабинета. Однако в школах с углубленным изучением предметов такая ставка не предусмотрена штатным расписанием.

В общем, к этому вопросу решено вернуться еще раз – после широкого и детального обсуждения с педагогами.

Следующая немаловажная тема, рассмотренная комитетом, – малокомплектные школы. В последние годы для области эта проблема стоит достаточно остро.

– У нас в селе живет всего 300 человек, учатся с 1 по 9 класс 29 школьников, причем из них 6 первоклассников и всего 1 выпускник. Семь педагогов нашей школы делают все возможное и невозможное для сохранения образования на должном уровне, чтобы дети не чувствовали себя изгоями общества, – говорит директор муниципального казенного образовательного учреждения села Бригадировка Мелекесского района Алла Ли. – Ближайшая школа в 35 км. Что будет, если нас закрыть? Мы же здесь не просто школа – мы центр всего, если хотите!

В 2016 году в список малокомплектных школ войдут 80 общеобразовательных организаций. На их финансирование потребуется свыше 166 млн рублей.

– Главным показателем объективности формирования списка служат сами люди, – подчеркнул заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов. – Если среди населения нет недовольных, значит выбор сделан верно. Не стоит забывать: малокомплектные школы -это школы сельские. Наша задача – предоставить детям возможность получить знания, и мы ее выполним.