Памятник чешским легионерам установили 22 октября на Воскресенском некрополе (старом городском кладбище на улице Карла Маркса). В сентябре специалисты НИИ истории и культуры Ульяновской области провели археологические раскопки на погосте, чтобы памятник белочехам ненароком не разместили над могилами симбирян. О результатах исследования рассказал доцент кафедры истории УлГПУ, завотделом археологии НИИ истории и культуры имени Карамзина Юрий Семыкин.
Нашли останки зажиточных католиков
Юрий Анатольевич пояснил, что памятник на кладбище является кенотафом: это значит, что под ним нет погребения. До сих пор доподлинно не известно, где именно были похоронены расстрелянные и погибшие в Симбирске чешские и словацкие легионеры. Напомним, речь идет о событиях лета и начала осени 1918 года, когда Симбирск освобождали от белогвардейских войск. По некоторым данным, число погибших достигает 90 человек. Считается, что их могилы могут находиться именно на Воскресенском некрополе, но в каком именно месте, пока не ясно. Тем не менее, в связи с тем, что чешское правительство занимается поиском и увековечением имен своих сограждан на территории России и обращалось к руководству города и области с просьбой о подборе места для установки кенотафа, выбор сделан в пользу этого кладбища. Ульяновский архитектор Ильдус Сибгатуллин (безвременно умерший в начале этого года) создал проект кенотафа, который разместили справа от центрального входа на кладбище, метрах в 50-ти от ворот.
Площадка раскопа была небольшой – чуть больше 20 квадратных метров. На ней археологи из Ульяновска и Самары обнаружили пять христианских захоронений дореволюционного времени. Ученые сделали вывод, что все похороненные – католики. Об этом говорит традиция установки памятника – не в ногах, как в православии, а в изголовье. В одной из могил лежало оловянное распятие, а в ногах на крышке гроба, вероятно, был прикреплен католический крест. Уже в первые дни раскопок археологи наткнулись на фрагмент надгробия, на котором латинским шрифтом написано, что покоятся останки Яна Ковалевского. Пока архивисты Ульяновска не ответили, кем был этот человек. Также неясно, к какому из погребений относится па- мятник, так как он лежал в стороне – в яме с мусором. Других частей памятника не обнаружили.
Остальные четыре захоронения – безымянные. В основном похоронены люди преклонного возраста. В одном гробу покоилась женщина, умершая в возрасте от 80 до 90 лет. Скорее всего, все эти люди были представителями мещанского сословия или выходцами из знатных дворянских домов. Такой вывод ученые сделали на основании того, что умершие похоронены в дорогих гробах с красивыми украшениями, с ручками, дорогой обивкой.
Нота протеста
– Этот знак должен стать напоминанием современным чехам о том, где воевали их предки, куда их отправляло командование, на какие фронты, – считает специалист в области похоронного дела Семен Кропачев. – Он ни в коем случае не будет оправдывать ни одну из сторон, воевавших в гражданскую войну. К тому же чехи воевали не только на стороне белых, но и на стороне красных. Так что памятный знак просто должен напоминать о том, что эти люди погибли на нашей земле.
Время открытия памятника пришлось отложить на неопределенное время, пока не прилетела делегация из Чехии. Дело в том, что чешских дипломатов, летевших в Россию специально на это мероприятие, задержали в московском аэропорту «Шереметьево» на несколько часов. Заместитель председателя парламента Чехии Петр Газдик расценил этот факт как серьезный дипломатический инцидент. По его словам, российские власти не предоставили никаких объяснений, а делегации разрешили продолжить путь только после отправления ноты протеста.
Чехи приехали уставшими. Их сразу повезли на возложение цветов к обелиску, а потом на Воскресенский некрополь. Время поджимало, да и на улице темнело, поэтому церемония открытия мемориала получилась скомканной: чешская делегация возложила цветы и спела национальный гимн.
В Ульяновске к моменту открытия памятника нашли ветеранов, освобождавших Чехию от фашизма в годы Великой Отечественной войны. Их собирались наградить, но лишь продержали несколько часов в Ленинском мемориале, после чего отправили по домам.
Анна Школьная