Традиции разных национальностей, пожалуй, наиболее ярко проявляются на свадьбах. У каждого народа существуют свои обряды и церемонии, передаваемые из поколения в поколение. Потому их соблюдение – это дань своей культуре, прошлому, предкам. Сегодняшней публикацией мы открываем цикл материалов о свадебных традициях народов Ульяновской области: русских, татар, чувашей, мордвы.

Сватовство

На Руси принято было засылать сватов в дом невесты. В назначенный день сваха или родные жениха приходили в дом девушки. Разговор заводился из- далека, в иносказательной форме, и родители невесты обычно с ответом не спешили. Окончательный ответ давался после второго или третьего захода сватов. В случае положительного ответа родители невесты принимали от сватов хлеб, разрезали его. В случае отказа возвращали хлеб сватам.

Считалось, что в среду и пятницу не следует затевать какие-либо свадебные дела, так как эти дни неблагоприятны для брака. Следили и за тем, чтобы сватовство, как и день свадьбы, не приходилось на 13-е число. В то же время такие нечетные числа, как 3-е, 5-е, 7-е и 9-е, в сватовстве и свадьбе играли определенную роль, считаясь счастливыми.

Сватали, как правило, после захода солнца (во избежание сглаза). Тот, кто шел в дом со сватовством, старался по дороге ни с кем не встречаться и не разговаривать. После ухода сватов женщины связывали все кочерги и ухваты вместе – для удачи в деле.

Современное сватовство в России уже, конечно, лишено всех обрядовых обязательств и очень упрощено. Будущий жених сам наносит визит родителям своей избранницы и просит у них «руки их дочери». Если родители согласны, то отец будущей невесты вкладывает правую руку дочери в руку будущего зятя. После сватовства будущие молодожены договариваются об объявлении помолвки и определяют ее дату.

Помолвка

Помолвка – это провозглашение взаимного согласия влюбленных на вступление в брак. После нее они имели право называться женихом и невестой.

На Руси помолвка, или сговор, являлась самым важным предсвадебным обрядом. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали – так было принято. Затем составлялся уговор, писалась рядная записка, где указывалось, что в такое-то время состоится свадьба.

Если невеста была дворянского происхождения, то по этому случаю в ее доме давали бал с угощениями. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту, объявлял об их помолвке. Затем все присутствующие поочередно подходили к ним с официальными поздравлениями. В этот день жених дарил невесте кольцо с каким-либо драгоценным камнем.

В более скромных городских семьях помолвка была не столь пышной. Обычно в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. Часто жениха и невесту благословлял священник.

В деревнях на помолвке обязательно присутствовали близкие родственники. Родители благословляли жениха и невесту иконой, затем происходил традиционный обмен хлебом и солью. После этого отец жениха и отец невесты поочередно отвешивали семь поклонов, ударяли друг друга по рукам и во всеуслышание обещали в согласии завершить начатое дело. Сразу же после родительского благословения невеста выходила на крыльцо и, поклонившись семь раз по сторонам, сообщала собравшимся около ее дома соседям и подругам о том, что она окончательно просватана.

Сегодня такой предсвадебный этап, как помолвка, соблюдается редко. Но по желанию молодые могут устроить ужин или вечеринку. Традиционно на помолвку приглашают родственников и друзей, которым хотят сообщить о грядущем событии. Жених в день помолвки может преподнести невесте кольцо. Это кольцо, принятое невестой, подтверждает намерение обоих вступить в брак.

Девичник

Одним из популярнейших досвадебных обрядов является девичник. По традиции накануне свадьбы невеста собирает своих подруг, чтобы провести с ними последний вечер своей свободной незамужней жизни. В старину в этот день невеста обязательно ходила в баню. Туда же приходили женщины петь свадебные песни и расчесывать волосы невесте. Девушке полагалось плакать и при- читать, прощаясь с девичьей волей.

Свадебные чины

Каждый из них в соответствии со своим «чином» исполнял закрепленные за ними ритуальные функции.

Дружка – женатый мужчина, знающий очередность обрядовых действий, умеющий хорошо говорить и руководить свадьбой.

Дружка поможет жениху преодолеть все препятствия на пути к невесте, которые постоянно чинятся родственниками и подругами невесты.

Сват – женатый человек (обычно из числа родственников), ведущий свадьбу вместе с дружкой, который иногда выполнял те же обрядовые действия, что и дружка.

Сватья – замужняя женщина, сопровождавшая жениха и невесту. Помогала невесте укладывать волосы, надевать головной убор и пр.

Подженишники и подневестницы – выбирались из неженатой молодежи. Их основная роль – держать венцы над молодыми во время венчания. В современную свадьбу эти персонажи вошли как свидетель и свидетельница.

Тысяцкий – воевода, начальник свадебного поезда – крестный или дядька жениха.

Постельница – замужняя женщина из родни невесты. Ее задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.

Снарядиха – замужняя женщина из родни невесты, которая одевала и причесывала невесту в день венчания.

Свадебный поезд

В день свадьбы жених отправлялся за невестой, чтобы затем вести ее под венец.

Отправление свадебного поезда (ныне кортежа) сопровождалось обрядами, имеющими магическую цель – предохраниться от нечистой силы и обеспечить в новой семье рождение детей. Все начиналось с того, что дружка, иногда сват, подзывал всех присутствующих, начиная с родителей.

Подъехав к дому невесты, дружка через запертые ворота вел переговоры с ее отцом в особой иносказательной форме: «Мы – купцы, торгующие красным товаром. Заблудились и просим пустить ночевать» и т.д. После переговоров, а иногда денежной платы, дружку, а вслед за ним и весь поезд, пускали во двор.

Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую ее руку в руку жениха со словами: «Пои, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!». Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. Чтобы уберечь молодых от порчи при выходе из дома невесты, в одних местах их переводили через зажженную по дороге лучину, в других – горящие пучки соломы клали на пути молодых от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге дома. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

При отправлении поезда от дома невесты совершались те же обряды, что и при отъезде от дома жениха. Одно из главных действий – осыпание хмелем и овсом отъезжающих, обязательно жениха с невестой и лошадей. От дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь.

Свадебные обряды

Перед отправлением к венцу обычно происходил обряд сводов. Своды – символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под специальные песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил жениха и невесту друг к другу и соединял им руки или связывал их полотенцем (платком). Жених и невеста три раза обходили по кругу. Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. Например, дружка, отрезав по краюшке от хлеба невесты и привезенного с собой хлеба жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головами сидящих вместе жениха и невесты. Половина от женихова хлеба передавалась отцу невесты, а половина невестиного – дружке жениха, половины связывали лентой и ставили на стол.

Венчание

Венчание – очень красивый и таинственный обряд, происходящий в церкви. Стоя под венцом, молодые перед лицом Бога дают клятвы быть верными в горе и радости.

Встреча молодых

После венчания новобрачные отправлялись в дом жениха, чтобы получить благословение его родителей. По дороге в дом жениха дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство. Ведь, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном – все это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоем с матерью благословляли молодых и провожали их за свадебные столы. И сегодня по традиции родители встречают молодоженов после регистрации в загсе на пороге дома хлебом-солью. После приветственных речей молодые откусывают или отщипывают хлеб, макают его в соль и едят. Считают: кто больше откусил – тот и хозяин. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие и является знаком того, что молодые будут с этих пор как бы крохами одного хлеба.

Потом все садились за столы и начинали пировать. После третьего блюда дружки просили у родителей жениха благословения для новобрачных идти опочивать и, отпустив их, вновь пировали. На следующий день после свадьбы жених созывал к себе гостей. Потом ездил к тестю и тeще и благодарил их за дочь. На третий день жених, невеста и гости отправлялись к ним на обед.

Подготовил Алексей КОВАЛЕВ. Печатается в рамках реализации муниципальной программы «Согласие».