В 2016 году на территории ульяновского индустриального парка «Заволжье» собираются построить ветроэлектростанцию (ВЭС) общей мощностью 25-35 мегаватт. Соглашение об этом подписано в рамках Международного инвестиционного форума, проходившего недавно в Сочи.

Конкретные подробности проекта обсуждались на одном из «круглых столов» во время Всероссийского инженерно-практического форума «Цифровое производство».

Альтернативный источник энергии
– В настоящий момент очевидно для всех, что жесткая зависимость от углеводородной энергетики делает экономику страны очень уязвимой. Достаточно привести только один пример: стоит немного измениться цене на нефть и газ, и сразу же меняется все остальное – от «стоимости» рубля до цен на продукты питания. В первую очередь, это означает, что энергобаланс должен более распределенный, то есть крайне необходимы альтернативные источники энергии, – поясняет гендиректор ООО «Русский ветер» Евгений НИКОЛАЕВ.

Именно эта компания выступает в качестве интегратора проекта по созданию ветропарка «Симбирский». Другие участники проекта-областная Корпорация развития, Ульяновский центр трансфера технологии (РОСНАНО) и частные инвесторы.

– Неоднократно при разговоре об этом нам приходилось слышать мнение, что в России существует избыток генерирующих мощностей. Однако в действительности дело обстоит совсем иначе. Вот возьмем, например, Ульяновскую область – точнее, сведения по производству электроэнергии на территории региона за последние десять лет. Наверняка немногие знают о том, что уровень потребления электроэнергии в регионе в два раза превосходит объемы ее производства. Понятно, что в рамках единой энергетической системы это все решается на «перетоках», но в конечном итоге означает потери в электросетях, – комментирует выступающий.

По словам другого участника дискуссия – известного в данной сфере эксперта, члена Совета Всемирной ветроэнергетической ассоциации Андрея КОНЕЧЕНКОВА,

последние десять лет многие страны зарубежья активно развивают ветроэнергетику.

– Очень убедительны примеры Китая и Бразилии, где буквально за считанные годы были достигнуты фантастические результаты. Так, в Поднебесной к 2012 году введено 62 гигаватта мощностей, связанных с ВЭС. Для сравнения: в России в ближайшие годы поставлена задача: довести этот показатель до 3-6 гигаватт, – сопоставляет КОНЕЧЕНКОВ.

Что планируется в Ульяновске?
– Ветропарк собираются развертывать в несколько этапов.
В 2016 году в пригородном селе Архангельское построят первую электростанцию мощностью 25-35 мегаватт. Первоначально планировалось разместить ее непосредственно на берегу Волги, но не удалось решить вопрос по земле, так что строить будут в индустриальном парке «Заволжье», – продолжает рассказывать руководитель ООО «Русский ветер».
Вообще, «земельный вопрос» – одна из ключевых сложностей в развитии российской ветроэнергетики.

– К примеру, законодательство Украины позволяет использовать под ветроэнергетику не только те территории, которые не пригодны для сельского хозяйства. В Европе, Китае и Америке фермеры с удовольствием предоставляют часть своих земель под «ветряки» и зарабатывают на этом, – отмечает КОНЕЧЕНКОВ.

В свою очередь Евгений НИКОЛАЕВ подчеркивает: для того чтобы упростить размещение объектов ВЭС в лесополосах, нужно придать им статус «линейных объектов капитального строительства».

– Возле Архангельского планируется разместить 14 ветротурбин. На втором и третьем этапах – в 2017 и последующие годы – возведут ВЭС мощностью 75 и 150 мегаватт. При этом «ветряки» не будут сосредоточены в одном месте, а распределены в различных местах Ульяновской области, – говорит выступающий.

В настоящий момент уже проведен соответствующий ветромониторинг. Исследование, которое длилось 12 месяцев, показало, что средняя скорость ветра в Архангельском на высоте 67 метров составляет 6,5 м/с. Коммерчески интересным ветер считается, если данный показатель равен 5 м/с.

– Кроме того, нужно учитывать, что высота наших «ветряков» будет более ста метров. Иными словами, мы сможем «ловить» ветер с более серьезным потенциалом. Кстати, наш ветромониторинг прошел аудит немецких партнеров, подтвердивших результаты исследования.

Еще и производство компонентов
Упоминание о немецких партнерах совсем не случайно: именно немецкие технологии будут использоваться на первоначальных этапах строительства. В проекте также предполагаются существенные немецкие инвестиции.

– Производство многих составляющих будет располагаться именно в России.
Так, лопасти возможно производить на заводах «Аэрокомпозит-Ульяновск» и ОАО «Химпром» (Новочебоксарск). Последний удобен тем, что рядом располагается грузовой речной порт. Дело в том, что ряд составляющих ВЭС относятся к числу «негабаритов». В частности, шестидесятиметровые лопасти «ветряков» дешевле и удобнее всего переправлять, используя речной путь, – уверяет НИКОЛАЕВ.

Еще одна возможная производственная площадка – ульяновский «Зенит-Химмаш». Это предприятие полностью укомплектовано оборудованием для производства очень важного компонента «ветряков» – башен высотой до ста метров.

– На первом этапе на данной площадке планируется выпускать до 200 изделий в год. Иными словами, мы собираемся развернуть в Ульяновске не просто несколько ветроэлектростанций, но и локализовать здесь производство, производящее конкурентоспособную продукцию, связанную с ветроэнергетикой. При этом реализовываться она будет не только в России, но и на территориях Белоруссии и Казахстана, – делится планами руководитель «Русского ветра».

Риски и опасности проекта
О том, чего следует опасаться при реализации упомянутого проекта, рассказал Андрей КОНЕЧЕНКОВ. В качестве неэффективного подхода он указал на то, как в постсоветскую эпоху внедрялись элементы ветроэнергетики в Крыму.

– На полуострове было установлено почти полторы тысячи «ветряков», которые сейчас фактически представляют собой груду металлолома. Почему так произошло? Во-первых, при их размещении не подумали, как и кто будет обслуживать данное оборудование. Во-вторых, не провели толком предварительный ветромониторинг: в результате ВЭС не соответствовали ветровым условиям. В-третьих, ошиблись в расчетах финансовой модели, касающейся ветроэнергетики, – комментирует эксперт.

В завершение встречи он обратил внимание на важность местного инвестиционного климата – в первую очередь, имеется в виду господдержка (компенсация) капитальных затрат при строительстве ветроэлетростанций.

– Причем компенсация и льготы должны быть обеспечены в твердой валюте, иначе инвесторы не пойдут на риск. Вот последний показательный пример – это «падение» тенге в Казахстане: рынок там мгновенно встал, инвесторы ожидают лучших времен. То же – в отношении законодательной базы. Она не должна быть подвержена колебаниям, зависящим от «смены курса». А вот на Украине власти начали манипулировать так называемым «зеленым тарифом», и инвесторы стали опасаться вкладывать деньги в эту сферу.

На встрече в Сочи, где было подписано соглашение о создании на территории региона ветропарка, губернатор Сергей Морозов отметил: «Проекты возобновляемой энергетики очень важны для Ульяновской области. Они позволят сократить дефицит собственной генерации энергии, что в конечном итоге должно привести к снижению стоимости потребляемых энергоресурсов для рядовых потребителей. Один из первых примеров использования солнечных батарей и ветрогенераторов реализовала компания «ДМГ МОРИ», завод которой открылся на днях в нашем регионе. Мы планируем развивать отрасль ветроэнергетики в ближайшие годы. В перспективе же мы хотим, чтобы наш регион стал центром по производству и сборке ветрогенераторов».

Евгений Нувитов