До 415 килограммов мусора за год, по официальным подсчетам, может производить один ульяновец. Впрочем, на деле ни один специалист не скажет, сколько отходов выдает область в год и куда они деваются.

Мусор отдадут региону
2016 год, согласно федеральному законодательству, должен стать решающим в борьбе за защиту окружающей среды от отходов жизнедеятельности человека. Разом в силу вступают несколько принципиальных новшеств в системе обращения с отходами производства и потребления.

В частности, полномочия по обращению с отходами перейдут от муниципальных образований на региональный уровень. В регионе должны быть определены одна или несколько организаций, которые, как минимум, в ближайшие десять лет будут отвечать за сбор и утилизацию мусора на территории всей области. Изменится порядок расчета размера платы за сбор и вывоз отходов. Некоторые виды бытового мусора запретят захоранивать, их можно будет только накапливать или перерабатывать.

Пока воплощение в жизнь этих изменений на региональном уровне лишь готовится, облправительство приняло Концепцию обращения с отходами производства и потребления на ближайшие пять лет. Документ обозначает проблемы в сфере обращения с мусором, с которыми области предстоит разобраться. Проблем этих – около пяти миллионов тонн, и это только на санкционированных свалках.

Демонстрируют стабильный рост

Около 700 тысяч тонн отходов каждый год образуется в Ульяновской области, говорится в Концепции. Каждый год объем остающегося от ульяновцев мусора растет – минимум на три процента.

Впрочем, на самом деле мусора область производит больше, ведь подсчет ведется по информации, получаемой Росприроднадзором от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Учет отходов населения, размещаемых на поселковых и большинстве районных свалок, не ведется вовсе.

Правда, есть нормы образования отходов на одного человека за год, утвержденные в 2013 году в муниципальных образованиях. Но они, судя по всему, далеки от действительности, ведь в разных муниципальных образованиях утверждены совершенно разные нормы. Разнятся они от 226,8 килограмма до 415,8 килограмма на человека в год.

Такая неопределенность не дает объективно оценить потребности региона в местах захоронения мусора и возможности его переработки. Некоторую ясность в этот вопрос должны внести в следующем году региональные власти, приняв новый норматив накопления отходов.

Засыпали 600 гектаров

Остальные точки над мусорным «i» должна попытаться расставить региональная территориальная схема в области обращения с отходами, которую также необходимо принять в ближайшее время. В ней должно быть обозначено, где и сколько отходов образуется и куда они деваются.

Пока же, говорится в Концепции, на территории области официально зарегистрировано лишь 12 объектов для размещения отходов. А подавляющее большинство мусорных полигонов в специальный реестр не входят и санитарным требованиям к ним не соответствуют. Ну и, конечно, значительная часть как бытовых, так и промышленных отходов отправляется на несанкционированные свалки.

Некоторая определенность есть лишь с уже накопленными отходами. Их, отмечается в Концепции, в регионе на полигонах и санкционированных свалках собралось 4,8 миллиона тонн. Занято ими почти 600 гектаров.

Отложат на потом

Почти все образующиеся в регионе отходы отправляются на свалки, а не сортируются и используются в качестве вторсырья, признает Концепция. В регионе работает только одна линия по переработке отходов. Между тем федеральное законодательство уже давно требует производить раздельный сбор отходов, а вскоре еще и запретит захоранивать некоторый бытовой мусор, например, электронику.

Концепция предполагает, что раздельный сбор отходов все же постепенно будет внедряться. В частности, предлагается открывать пункты приема вторично используемых материалов, а также устанавливать специализированные контейнеры для разных видов отходов.

Для сбора вышедшей из строя электротехники предлагается организовать на территории области сеть стационарных и передвижных пунктов приема. Впрочем, что делать с собранной электроникой, пока не понятно. Предприятий, перерабатывающих отходы, у нас нет. Поэтому сейчас речь идет лишь об их складировании до лучших времен.

Лидия Пехтерева