Из 4000 лифтов в жилых домах Ульяновска 2500 (более 60%) уже отработали свой нормативных срок эксплуатации. О том, как в регионе ведётся замена первой партии этого оборудования, «Молодёжке» рассказал Сергей Носков, заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области.

Вышел срок
По закону, все инженерное оборудование в многоквартирном жилом доме (включая лифт) находится в собственности жильцов. Поэтому и вся ответственность за его содержание лежит на собственниках. Данное правило многие не понимают, будучи убежденными, что они отвечают исключительно за собственное приватизированное жилое помещение. Это не так. Нельзя сложные инженерные элементы, входящие в состав общего имущества дома, вычленить и доверить на содержание кому-то другому. Это неделимое имущество, и хозяин у него один – собственник. Всё это в полной мере относится и к лифтам – самому высокотехнологичному и дорогостоящему оборудованию в доме.
Как уже было отмечено ранее, значительная часть лифтов в ульяновских домах уже отработала свой срок эксплуатации. Максимальный пик застройки Ульяновска пришелся на начало 1980-х годов, когда массово строили дома повышенной этажности — от 9 этажей и выше. Соответственно, и все оборудование в этих домах, включая лифты, того же «возраста» — а это более 30 лет.

— У любого инженерного оборудования, особенно сложного, есть два главных документа: паспорт с техническими характеристиками и инструкция по эксплуатации, — поясняет Сергей Носков. — В паспорте отражен срок службы оборудования. Есть мнение, что такой механизм, как лифт, может служить очень долго, при грамотной эксплуатации, разумеется. Возможно, это и так. Однако лифт – это, прежде всего, оборудование, которое поднимается на высоту в несколько десятков метров и перевозит людей, то есть его работа сопряжена с определенным риском.
Завод-изготовитель не гарантирует безопасную работу лифту, который отработал 25 лет. Срок наработки лифта чётко прописан – четверть века, а дальше может произойти все, что угодно. А существенной части наших лифтов, повторимся, уже хорошо за 30… Дальше откладывать вопрос их замены было уже некуда, — говорят специалисты, которые ежедневно выезжают на ремонт этого оборудования.
Точка невозврата
До лифтов вообще руки, что называется, долго не доходили. Жилищный кодекс за последнее время менялся несколько раз, но именно грузоподъемным механизмам внимания уделялось мало. Цена вопроса была настолько высока, что возможность массовой замены лифтов даже не обсуждалась. Принимавшиеся городские программы не сработали по этой же причине. Но рано или поздно эту проблему надо было решать.
— В 2013 году вступили в силу новые правила Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», в которых прописано более 20 требований к современным лифтам. Семь из них в наших условиях выполнить невозможно, — продолжает Сергей Носков. — К примеру, одно из требований – обеспечение пожарной безопасности в домах повышенной этажности. Лифт должен быть сопряжен с элементами дымоудаления и другими противопожарными устройствами в доме, оборудован современными дверными порталами. Взять и просто поменять не поучится: заводы-изготовители наших старых лифтов почили в советском прошлом и сегодня не существуют. А то, что выпускается на новых производствах, по параметрам не подходит нашим старым лифтам. Если начать менять двери, потом придётся заменить кабину, а значит, и направляющие, по которым она движется, а потом и сам грузоподъемный механизм, элементы управления и так далее. Замена одной детали влечет за собой замену всех остальных узлов. Если посчитать стоимость каждого элемента, в совокупности получается в 1,5 раза дороже, нежели купить готовый комплект. Поэтому какой смысл менять отдельные элементы?
Еще один фактор. Согласно Техническому регламенту, вступившему в силу в 2013 году, все лифты, отслужившие 25 лет и не прошедшие переосвидетельствование (то есть не приведенные в соответствие с требованиями техрегламента) к 2020 году, будут обязательно остановлены. В нашем регионе таких лифтов – две с половиной тысячи. До 20-го года осталось всего четыре года.
Надёжно!
Начали думать, с чего можно начать.
— В области была запущена программа капитального ремонта жилых домов. Произведя

основательный финансовый расчет, мы предложили собственникам начать с замены 600 лифтов – на это хватило финансовых возможностей. Протоколы общедомовых собраний о согласии участвовать в данной программе люди предоставили нам очень оперативно, потому что сами передвигаются на старых лифтах. Стоит отметить, что увеличение региональной программы на такое количество лифтов никак не угрожает другим строкам капремонта.
Самое главное требование, которое предъявлялось на конкурсе к подрядной организации для проведения ремонтных работ, — это возможность отсрочки платежа. Заключенный с ООО «Модтфил» контракт как раз предусматривал пятилетнюю рассрочку. Известная фирма, которой доверяли установку лифтов на объектах в Сочи, она же, кстати, обслуживает лифты в Кремле. Теперь «Модтфил» устанавливает лифты в ульяновских домах.
— Я лично убедился в том, что у производства имеются все технические возможности полностью обеспечить объем нашей программы – 600 лифтов уже до конца 2016 года. До конца этого года по графику у нас запланирована замена 150 лифтов. Сто уже в работе. Самое главное, что сами жильцы видят, что их деньги тратятся весьма рационально, работы ведутся качественно и в срок, а ко временным неудобствам относятся с пониманием. Считаю, что такие прозрачные условия на деле повышают доверие к программе, — подчеркнул Сергей Носков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.