Ульяновск вошел в число городов с наибольшим количеством самогонщиков. 3,6 процента опрошенных горожан признались в наличии шинкарей в своем окружении.

Данные представлены в исследовании, проведенном Департаментом социологии Финансового университета при правительстве РФ по распространенности производства самодельного алкоголя по городам России с населением более 500 тысяч человек. Было установлено, что масштабы распространения самогоноварения заметно различаются по крупным и средним городам России. Самое низкое распространение самогоноварения отмечено в Грозном – на вопрос: «Скажите, пожалуйста, есть ли среди ваших родных и знакомых люди, занимающиеся изготовлением крепкого самодельного алкоголя?» утвердительно ответили 0,1 процента опрошенных, Махачкале (1,1 процента), Омске (2,1 процента), Набережных Челнах (2,3 процента) и Ижевске (2,4 процента). Самое высокое проникновение самостоятельного производства крепкого алкоголя зафиксировано в Краснодаре (11,1 процента), Ростове-на-Дону (10), Москве (9,8), Нижнем Новгороде (9,5) и Новокузнецке (8 процентов). Ульяновск с показателем 3,6 процента занял место посередине.

– Структура потребления алкоголя является одним из индикаторов уровня благополучия населения, а увеличение потребления самодельного алкоголя сигнализирует о падении реальных доходов россиян, – отметили авторы исследования. – Согласно нашим оценкам, производство самодельного алкоголя в России выросло более чем в два раза по сравнению с летом 2013 года. При этом основной скачок в самогоноварении, по нашим данным, произошел в августе-декабре 2014 года (более чем на две трети), в 2015 году рост по сравнению с прошлогодними показателями был менее значительным – примерно на четверть. Вполне возможно, именно с этим связан спрос населения на сахар – готовность приобретать этот продукт среди населения с лета 2013 года выросла более чем на четверть. Безусловно, не весь прирост спроса на сахар объясняется производством домашнего алкоголя, но его вклад здесь, очевидно, значительный.

Оценки социологов косвенно подтверждаются данными Росстата: за первые восемь месяцев 2014 года продажи алкоголя населению (в пересчете на чистый спирт) упали на 9,3 процента, в январе-августе 2015 года – еще на 4,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом продажи водки в январе-августе упали на 6,4 процента, что намного больше падения рынка в целом. Пить меньше не стали, так что налицо смещение структуры потребления алкогольных напитков в сторону продукции низкого качества, делают вывод в Финансовом университете при правительстве РФ.

Не исключено, что такие сдвиги на алкогольном рынке, начавшиеся еще в середине 2014 года, связаны не столько с финансово-экономическим кризисом, сколько с повышением минимальных цен на алкогольную продукцию. В марте 2014 года минимальная розничная цена 0,5 литра водки составила 199 рублей, а с 1 августа – 220 рублей. Многим водка по такой цене не по карману.

С одной стороны, повышение минимальных цен способствует давлению на бюджеты домохозяйств, способствуя снижению потребления алкоголя. И это давление поддерживается подавляющим большинством россиян: согласно результатам нашего исследования, сегодня 75,2 процента взрослых жителей страны поддерживают меры по сокращению потребления алкоголя в стране. С другой стороны, излишнее давление приводит к переходу пьющего населения на потребление алкогольной продукции низкого качества, в том числе опасного для здоровья, что также совершенно нежелательно, считают в университете.

Николай Генин