В Ульяновске есть квартиры, собственники которых не платят за жилищно-коммунальные услуги почти 40 лет.
– У нас недавно состоялось общее собрание жильцов. В доме семь квартир злостных неплательщиков, некоторые из них не платят за ЖКУ с момента основания дома, то есть с 1978 года! Мне добросовестные собственники так и заявили: «Если дело с обнаглевшими должниками не сдвинется с «мертвой точки», весь остальной дом также откажется платить!» – разводит руками Галина СЕМЕНОВА, старшая по дому (ул. Отрадная, 76).

Что можно сделать в этой ситуации? Почему весь дом должен значиться в должниках из-за нескольких злостных неплательщиков?

– У нас недавно состоялся областной штаб, на который, помимо руководителей местных управляющих компаний, мы пригласили судебных приставов и напрямую их спросили: «Сколько это может продолжаться?». Суды выносят соответствующие решения по взысканию долгов, а в итоге выполняются не более 10 процентов исполнительных листов. Дело доходит до смешного: приставы приходят в квартиру, опечатывают место на телевизоре, где находятся кнопки, и заявляют должнику: «Мы запрещаем вам пользоваться телевизором, на имущество наложен арест!». И уходят. На этом – все! Так происходит потому, что арестованное имущество негде хранить и некому продать, – комментирует региональный замминистра по ЖКХ Сергей НОСКОВ.

Другие меры, применяемые судебными приставами, подчас столь же неэффективны. К примеру, должнику за ЖКУ запрещают выезд за границу.

– В основном этим людям от такого запрета ни тепло ни холодно, так как они никуда не ездят, – говорит Сергей НОСКОВ. – Что же касается выселения, то подобную меру реально применить не ко всем, а только к нанимателям муниципальных квартир и то после соблюдения всех процедур. Вот недавно в Ульяновске выселили должников. Ну и что? Из фактически разгромленного жилья их переселили, конечно, в квартиры меньшей площади, но зато отремонтированные. А после себя они оставили квартиры в таком жутком состоянии, что прежде чем их передать новым жильцам, требуется провести ремонт, затратив на это немалые средства. Да и какой смысл в таком переселении? Они ведь и дальше не будут платить…

Впрочем, не все должники ведут асоциальный образ жизни, есть и вполне благополучные, у которых имеется дача, личный автомобиль и зарплата неплохая. Но вот за квартиру они не платят!

– Конечно, бывают всякие ситуации, однако при тяжелом материальном положении существуют субсидии, социальная помощь. В основном же должники просто не желают платить. И, естественно, у добросовестных собственников возникает закономерный вопрос: «Почему они не платят и с ними ничего не могут поделать, а мы чем хуже?»

Поскольку этот диалог между старшей 76-го дома по улице Отрадной и заместителем министра происходил в УлГТУ (на курсах повышения квалификации для председателей советов МКД), НОСКОВ предложил составить обращение к региональным законодателям.

– В свою очередь они могли бы выйти на федеральный уровень с этой инициативой. К примеру, в данном обращении можно указать на необходимость расширить полномочия судебных приставов – так, чтобы те приходили не уговаривать должников, а могли бы наложить реальный арест и на автомобиль, и на другое имущество.

Необходимо на законодательном уровне прописывать работающие механизмы возврата долгов. Увы, то, что предлагается на законодательном уровне сейчас (увеличение пени за просрочку платежей), приведет лишь к еще большему росту долгов, но проблему не решит.

Сергей Соболев