На «круглом столе» обсуждались проблемы, перспективы и пути развития отечественного кинематографа, ожидания зрителей и возможности оправдать эти ожидания со стороны ТВ-компаний, режиссеров и продюсеров.

10 ноября группа компаний Viasat провела в Москве пресс- конференцию по теме «Новое телевидение: развитие рынка и битва традиционных и инновационных сервисов». На пресс- конференцию были приглашены журналисты как информсайтов, так и бумажных СМИ из разных городов страны, в том числе и корреспондент «СК». Вел встречу Дмитрий Колесов, директор департамента ТВ и контента компании J`son and Partners Consulting. С сообщениями выступили генеральный директор группы компаний Viasat Алексей Кроль, директор по маркетингу Алексей Лысов и кинокритик Антон Долин.

Группа компаний Viasat представляет 18 платных телеканалов на территории России и стран СНГ, которые распространяются в сетях кабельных и спутниковых операторов. Среди них есть киноканалы, музыкальные, детские и познавательные. Главные каналы компании – TV1000 и TV1000 Русское кино. Очень популярны также Viasat nature HD и Viasat history HD. Вероятно, многие наши читатели смотрят эти телеканалы. В 2012 году запущен пакет Viasat premium HD из семи телеканалов высокой четкости. В пакет входят телеканал голливудских новинок кино, канал ожидаемых блокбастеров и популярных кинофильмов, комедийный, два спортивных, каналы о природе и истории. Платное телевидение привлекает высоким качеством изображения, объемным звуком и тем, что фильмы демонстрируются без перерывов на рекламу.

Эксперты считают, что россияне все больше времени проводят у телевизора. В среднем каждый человек смотрит телепередачи четыре часа в день, а люди старше 55 лет – более пяти часов. Они могут при этом заниматься какими-то своими делами, но телевизор включен. Особенно быстро растет аудитория тематического телевидения – на 90 про- центов с 2002 года.

Журналисты спросили, есть ли разница в том, что больше любит смотреть российский телезритель и западный. Оказывается, в мире особенно популярны спорт и кино, а у нас – кино, детские и познавательные программы.

В России 40 миллионов человек сейчас пользуются платным телевидением, и это число будет расти, но уже меньшими темпами.

По статистике, в 98 процентах домохозяйств страны есть телевизор, час- то не один. А они время от времени требуют замены. По мнению экспертов, в нынешнем году будет продано от восьми до десяти миллионов телевизоров, оснащенных новыми функциями. Людей привлекают новые возможности, например, когда можно посмотреть пропущенную передачу, отмотав назад.

Новые возможности дают также гаджеты. В 2014 году у россиян на руках было 81,8 миллиона смартфонов и планшетов, к 2016 году, по прогнозам, это число практически удвоится. Эти устройства дают дополнительное время, которое человек тратит на просмотр ТВ.

Журналисты поинтересовались, по- чему в прокате российские фильмы проигрывают голливудским, в то время как телеканал TV1000 Русское кино имеет самый высокий рейтинг.

Ответ был таким: в кинотеатр зритель ходит за зрелищем, спецэффекта- ми, звуком, а отечественные фильмы предпочитает смотреть на экране телевизора, лежа на диване. Если нас лишить Голливуда, мы вовсе не пойдем в кинотеатр.

Как заявил, выступая на пресс-конференции, кинокритик Антон Долин, в честной конкуренции Голливуд побеждает. Среди бед нашего кино он назвал недостаток денег, отсутствие критики и то, что мы боимся показывать свою жизнь.

Долин считает важной ступенью в истории современного кинематографа фильм «Аватар». Такую же роль в истории русского кино сыграл «Ночной дозор», после которого у нашего зрителя появилось мнение, что и у нас могут сделать что-то стоящее, и он стал ходить на отечественные блокбастеры. Критик считает, что в современном кинематографе не остается крупных личностей, которые творили в прежние годы, когда зритель шел на имя. Кино нового поколения – сериалы. Авторы придумывают свой мир, с которым жалко быстро расставаться, и снимают серию за серией, приковывая внимание зрителя на долгое время, иногда на годы. Кино и телевидение перестали конкурировать. Кино поставляет для ТВ сюжеты, миры, кадры, актеров. Часто сюжетом становится игра. Видимо, люди наверстывают то, чего не было в их детстве. Причем дети не только зрители, но и авторы фильмов. Например, «Трансформеры» – фильмы, основанные на детских игрушках. А «Пираты Карибского моря» – это аттракцион из «Диснейленда». «50 оттенков серого» – игра.

Кинокритика спросили, что он думает о потенциале регионального кино. Ведь в ряде регионов созданы свои киностудии, в других планируют их открыть. Долин ответил, что продукция этих киностудий, вполне возможно, будет пользоваться интересом у местного зрителя, но вряд ли получит всероссийскую аудиторию и признание в стране. В завершение конференции состоялся «круглый стол» с участием журналистов. Его основную тематику определили результаты исследования зрительских предпочтений, показавших, что среди всех платных тематических каналов канал TV1000 Русское кино является самым популярным. Соответственно, основными вопросами дискуссии стали проблемы, перспективы и пути развития отечественного кинематографа, ожидания зрительской аудитории и возможности оправдать эти ожидания со стороны ТВ-компаний, российских режиссеров и продюсеров.

Вера Петрова