Вот так в спектакле выглядит Екатерина Великая в сопровождении двух медведей.

Все смешалось в театре кукол. «Кузнец Вакула, черт и черевички» – назвал свой первый спектакль на ульяновской сцене худрук Владимир Бирюков. Но в этом названии можно поставить еще пару запятых и дополнить перечисление словами «Украина», «война», «теракт» и «пир во время чумы». В пятницу, 13-го, в день премьеры, за этой чертовщиной не было видно ни «Ночи перед Рождеством», ни ее автора Николая Гоголя.

Изрядно подсократив повесть и изменив сюжет, Бирюков освободил время для высказывания, так сказать, от режиссера. Линия любви Оксаны и Вакулы показана, но в сокращенной версии не видно, как меняются чувства Оксаны – а ведь ее любовь вызревает постепенно. Дивная Солоха тоже присутствует, но где все ее ухажеры, которых она попрятала в мешки, и чудный эпизод их появления перед глазами соседей? С чего вдруг выясняется, что она только и ждала, когда богатый Чуб позовет ее замуж? И где то волшебство, с помощью которого Пацюк поедал вареники, которые сами летели ему в рот? Вопросов остается много.

Зато в спектакле появляются новые действующие лица. Некий человек в валенках, тулупчике и ушанке (артист Андрей Козлов) периодически появляется на сцене, ему кто-то названивает, отдает распоряжения. Человек отнимает у персонажей вещи, приговаривая, что «это театральное», а когда место действия переносится в Петербург, он выводит на сцену медведей. Гоголь довольно точно обозначил время действия повести – эпоха правления Екатерины II. Но эпизода о депутации запорожцев в 1775 году в спектакле нет, и Вакула прилетает на черте к какой-то непонятной царице, потому что вид девицы в сарафане и кокошнике, с нарумяненными щеками совсем не вяжется с образом просвещенной императрицы. Во дворце творится странное: фрейлины, ряженные в такие же наряды, составляют с царицей трио балалаечниц, во все горло распевающих что- то псевдорусское, вроде песен из репертуара Кадышевой. На сцене танцуют медведи, а тот самый человек бросается в зрительный зал и выплясывает со зрительницами. По завершении дискотеки медведи долго и настырно выпрашивают у человека плату за выступление. Такой красносарафанной, с медведями и плясками, Россию изображают до сих пор в зарубежных фильмах, ирония Бирюкова понятна. Рядом с этой развеселой сценой он ставит прямо противоположную. Человек в валенках выкатывает на сцену пушку и прицеливается, наводя орудие то на центр зрительного зала, то на его левую и правую сторону, на что публика отвечает нервным смешком. Кто-то подумает о войне на Украине (хотя в интернете ее предпочитают называть вооруженным конфликтом), кто-то вспомнит трагические события 13-летней давности в Москве, на Дубровке, когда во время показа мюзикла «Норд-Ост» террористы захватили Дом культуры ОАО «Московский подшипник», кто-то – о терроризме вообще, который цветет буйным цветом. Только при чем тут Гоголь? И где он?

Анна Школьная