В последние годы чиновники, верстая бюджет, любят называть суммы, брошенные на ремонт дорог: мол, уж теперь-то мы наведем порядок! Но деньги размазывают тонким слоем по асфальту, который очень часто весной смывает с первой оттепелью… Мы подняли документы и попытались посчитать, сколько же денег зарыли в асфальт за девять последних лет – с 2007 года по 2015-й.

2007 год. Полмиллиарда – четырем фирмам
По реестру муниципальных контрактов видно, что тогда лоты разыгрывались очень большие – сразу на весь район. Лишь некоторые дороги выставлялись отдельным лотом. Нас интересуют крупные контракты по капитальному ремонту дорог в Ульяновске.

В 2007 году на дорогах работали в основном УМУП «Асфальтобетонный завод», ООО «АВТ-Дорстрой», ОАО «Ульяновскдорстрой» и ЗАО «Гипростроймост-Ульяновск». В реестре контрактов за 2007 год обнаруживаются крупные контракты на выполнение ремонтных работ в Железнодорожном районе (74,6 миллиона рублей), в Засвияжском районе (149,3 миллиона рублей), в Ленинском районе (133 миллиона рублей) и в Заволжском районе (120,9 миллиона рублей). Эти контракты на общую сумму почти в 480 миллионов поделили «АВТ-Дорстрой» и «Ульяновскдорстрой». Последняя компания также освоила два контракта по дополнительным ремонтным работам в Засвияжском районе на сумму почти в шесть миллионов и в Заволжском районе – на 3,7 миллиона рублей.

Еще два контракта касались ремонта автодороги к речному порту и реконструкции путепровода через железнодорожные пути на автодороге «Центр – речной порт». На это потратили в совокупности почти 11 миллионов рублей, которые поделили «Гипростроймост» и асфальтобетонный завод. Последней организации достались также ремонт дороги по улице III Интернационала и капремонт дороги по улице Локомотивной, от переезда моторного завода до проспекта Гая, на общую сумму более шести миллионов рублей.

Другой крупный контракт – выполнение работ по строительству дороги от улицы Кузоватовской до Московского шоссе. В 2007 году на масштабные ремонтные работы потрачено более 525 миллионов рублей.

2008 год. Все те же лица
В 2008 году продолжили строить дорогу по улице Кузоватовской, от улицы Ефремова до Московского шоссе. На нее в 2008 году было разыграно два лота – на 47 и 29,6 миллиона рублей.

Также строили дорогу по 44 проезду Инженерному на сумму 16,7 миллиона рублей, капитально ремонтировали проезд Сиреневый в Заволжье (4,2 миллиона рублей).

А вот другие траты, как и в 2007 году, в реестре муниципальных контрактов особенно не расшифровываются. В Ленинском районе лотов аж два – один на сумму 20,7 миллиона рублей, доставшийся ООО «АВТ-Дорстрой», другой – на сумму 10,5 миллиона рублей, доставшийся «Ульяновскдорремсервису». На Засвияжье потратили десять миллионов рублей, на Железнодорожный район – 10,7 миллиона рублей, на Заволжье – 10,9 миллиона рублей. Эти деньги делили «Ульяновскавтодор», «Ульяновскдорстрой» и МУП «Ульяновскдорремсервис».

Итого в 2008 году на масштабные ремонтные работы потрачено 160 миллионов рублей. Значительно меньше, чем в 2007 году, – начинался кризис.

2009 год. А где же деньги?
В 2009 году, видимо, денег у муниципалитета на дороги не было вовсе. Из значимых объектов – только капремонт по улице Деева, от улицы Одесской до железнодорожного переезда, за 2,6 миллиона рублей, а также капремонт проспекта Созидателей – от железнодорожного переезда до автомобильного рынка – за 2,5 миллиона рублей. Причем строили эти дороги «варяги» из ООО «Саратовгипродор».

Итого – всего 5,1 миллиона рублей. Все остальное – это ямочный ремонт, который проводили «Ульяновскдорремсервис» и «Ульянове -кавтодор». Сделаем исключение, посчитаем и его – более 12 миллионов рублей. Тоже немало!

2010 год. Эпопея имени «Алтек-Строя»
А вот 2010 год стал очень насыщенным по ремонту дорог. Именно тогда отремонтировали улицу Гончарова – да так, что до сих пор Ульяновск тот ремонт забыть не может. Нагнали техники, срезали весь асфальт, а в итоге -развалилось все в рекордные сроки. Занимался ремонтом никому не известный «Алтек-Строй». С ним Ульяновск до сих пор судится. Заплатили этой компании тогда 48,7 миллиона рублей. В мае этого года улицу заново отремонтировали – сначала утверждали, что за счет «Аптек-Строй», но, оказалось, за собственный.

Дальше – «Гипростроймост», получивший 29 миллионов за ремонт 2,8 километра волжского моста. Сколько раз латали этот мост после того ремонта?. Несчетное количество! 2010 год, пожалуй, был рекордсменом по зарыванию денег.

18,3 миллиона рублей достались «Ульяновскдорстрою» за ремонт дороги на улице Орлова. 14,8 миллиона – компании «Монтажные технологии» за безобразный ремонт улицы Крымова. «Ульяновскдорремсервис» получил девять миллионов на улицу Кролюницкого, «Ульяновскдорстрой» – 17,6 миллиона на улицу Гагарина. ИП Гасанов – 20,6 миллиона на улицу Репина.

Итого: 158 миллионов рублей за один год только на эти улицы. Расхлебываем тот ремонт до сих пор.

2011 год. Отремонтировали – и в суд
В 2011 году после провального ремонта 2010 года ремонтные работы прошли чуть тише. «Ульяновскдорстрой» занялся строительством автомобильной дороги «46 Инженерный проезд» в Заволжском районе Ульяновска, на это город потратил почти 13 миллионов рублей.

«Гипростроймост» ремонтировал дорогу на Московском шоссе .- от улицы Пушкарева до улицы Минаева, потратив на это 107 миллионов рублей. Как сообщают активисты «Рос Ямы» в своей энциклопедии дорожных подрядов, по этому ремонту трижды направлялись претензии Третий крупный контракт – ремонт дороги по улице 12 Сентября на сумму более 40 миллионов рублей. По этой дороге также направляли дело в суд – асфальт быстро разрушился.

Итого: более 160 миллионов рублей ушло на ремонт в 2011 году – и снова нарушений нашлось очень много.

2012 год. Год Заволжья
В 2012 году заключили три крупных контракта на ремонт дорог. «Ульяновскдорстрой» занялся строительством автомобильных дорог по улицам Новой м Фестивальной в 12-м строительном квартале в Заволжском районе. Сумма контракта – 37 миллионов рублей.

Этой же компании доверили строительство участка автомобильной дороги «44 проезд Инженерный» с выходом на автодорогу «Ульяновск – Димитровград – Самара». 105 миллионов стоила та дорога.

С особой помпой подали ремонтдороги на улице Деева. 94 миллиона рублей были отданы ООО «СКМ».

Итого: в 2012 году три контракта обошлись Ульяновску в 236 миллионов рублей.

2013 год. В два подряда
Два года назад ремонт был грандиозным: отремонтировать собрались полгорода – проспект Нариманова, улицы Рябикова, Инзенскую. Камышинскую, Карла Либкнехта, Пушкинскую, 12 Сентября, улицу Льва Толстого (причем в самом неожиданном месте – на спуске к Свияге). Все это уместилось в один огромный контракт на 158 миллионов, который достался компании «Ремстроймост». В итоге работы были выполнены в меньшем объеме, чем было запланировано. Согласно официальным документам, фактически оплачено компании 132 миллиона. По итогам ремонта также шли судебные заседания, где «Ремстроймосту» предписали исполнить гарантийные обязательства. По данным «РосЯмы», решение суда не было исполнено.

Еще один огромный контракт достался ООО «СКМ». Из областного бюджета перечислили на ремонт дорог в муниципалитетах области огромный транш, львиная доля которого досталась Ульяновску. Ремонтировали улицы Октябрьскую, Пушкарева, проспекты Ленинского комсомола и Туполева, выполнили карточный ремонт 30 других улиц.

Согласно отчету департамента автомобильных дорог Ульяновской области, администрация Ульяновска в 2013 году потратила на ремонт 165,8 миллиона рублей. Кроме того, заключен двухгодичный муниципальный контракт на ремонт четырех автомобильных дорог на общую сумму 300 млн рублей. Еще десять миллионов рублей направлено на софинансирование строительства улиц Новой и Фестивальной в Заволжском районе.

Итого – 475,8 миллиона рублей.

2014 год. То ли есть контракт, то ли нет
В 2014 году с контрактами по ремонту дорог началась какая-то вакханалия. «Элитстрой» выиграл контракт на 282 миллиона рублей по капремонту огромного количества дорог, но в итоге работы так и не были завершены. Оплатили компании, по данным с сайта zakupki.gov.ru, всего 91 миллион рублей. Закончить работы должны были в апреле 2015 года. Не срослось.

Еще один грандиозный контракт получила компания «Ремстроймост», которая должна была отремонтировать улицы Железной дивизии, Минаева, Хваткова, Марата, Московское шоссе, Фасадную и Зеленую на сумму 136 миллионов рублей. Этот контракт также был прекращен в связи с неполным исполнением. При этом, несмотря на достаточно большой объем недоделанных работ, фактически отдали 131 миллион рублей.

До сих пор исполняется еще один контракт, который также получила компания «Элитстрой»: на сумму 198 миллионов рублей эта организация выполняет ремонт автодороги «46 проезд Инженерный» с выходом на трассу «Ульяновск – Димитровград – Самара». В 2016 году должно закончиться обустройство трассы.
Также до сих пор исполняется контракт, заключенный с «Ульяновскдорстроем» на сумму 165 миллионов рублей – по строительству дороги по проспекту Ульяновскому в Заволжском районе.

Итого. Если считать по контрактам, то в 2014 году на ремонт дорог потратили 585 миллионов рублей. Из официальных данных – из отчета по дорожным работам за 2014 год – следует, что с учетом субсидий из областного бюджета общая сумма потраченных в 2014 году на ремонт средств составила более 800 миллионов рублей.

2015 год. Кто же отремонтировал улицу Гончарова?
Неразбериха с ремонтом дорог продолжилась и в 2015 году. Контракт с «Элитстроем» был прекращен, но в мае начались активные ремонтные работы – на спуске Степана Разина, на улице Гончарова. Причем центральная улица города ни в один из отчетов не вошла. На сайте комитета дорожного хозяйства сообщается, что работы на улицах города выполняются «Элитстроем» в рамках заключенного контрактант 26 сентября 2014 года – того самого, который расторгли.

Еще один контракт – на 76 миллионов – получило ООО «Ульяновсктрансстрой», которое выполнило ремонт дорог на улице Рябикова – от улицы Кузоватовской до улицы Отрадной, на Западном бульваре, трассы Р-178 от знака «Ульяновск» до Симбирского кольца, а также ремонт площади Ленина.

Итого. Точнее о потраченных деньгах дает ответ программа ремонта автодорог в муниципальных образованиях Ульяновской области на 2015 год. Согласно ей, в Ульяновске общее финансирование на ремонт составило 373 миллиона рублей.

Надо отметить, что посчитано нами, конечно, не все. Отдельной строкой всегда идет ямочный ремонт, да и с цифрами, которые значатся в муниципальных контрактах, вечно какая-то неразбериха. Но даже если сосчитать то, что мы здесь описали, цифра получится сногсшибательная: почти три миллиарда рублей за девять лет. Это только в Ульяновске!

Ян ГУРОВ