Попасть на территорию киноконцерна «Мосфильм» просто так у вас не получится, туда пропускают только организованные группы по предварительной заявке. Вот в составе такой группы я побывала на «Мосфильме».
Когда мы подъехали, на площадке стоял уже один экскурсионный автобус, и нам пришлось несколько минут ждать, пока предыдущая группа покинет территорию. Нас встретила экскурсовод Наталья. Прежде чем начать экскурсию, она сообщила некоторые общие сведения. Днем рождения «Мосфильма» считается 30 января 1924 года, когда был выпущен фильм «На крыльях ввысь» режиссера Бориса Михина. В наши дни территория киноконцерна раскинулась на 34 с половиной гектара. С апреля 1998 года должность генерального директора занимает Карен Шахназаров. Здесь снимаются фильмы, сериалы, видео-клипы, телевизионные программы, требующие сложных декораций, например, «Новогодние огоньки», дублируются иностранные фильмы по заказу различных телеканалов. На кинофабрике идет полный цикл создания фильма – от написания сценария до тиражирования копий. Не многие киностудии имеют такую возможность.
Экскурсия началась в музее «Мосфильма». Экспонаты разместились в нескольких залах. В одном зале представлена техника: автомобили, мотоциклы, тракторы, автобусы и так далее, которые снимались в фильмах. У каждого экспоната – табличка с указанием, в каких кинолентах он снимался. Экскурсовод отметила, что все машины на ходу, в рабочем состоянии, несмотря на иногда очень почтенный возраст. Залей бензин – и поедут. У одного автомобиля есть даже регистрационный номер, он может выехать на улицы Москвы. У стенки стоит тот самый автомат с газированной водой, который мы видели в «Приключениях Шурика», он тоже в рабочем состоянии. Все экспонаты музея могут быть использованы при съемках будущих фильмов. Их берегут, потому что достать другие такие просто нет возможности. Когда мы видим в кино, что машина взрывается, это обман. Взрывают специально сделанный макет. Да и людей в машине нет. Не будут же убивать актеров или каскадеров. Их заменяют роботами-манекенами, которые даже выполняют какие-то движения. В другом зале музея показаны более старые средства передвижения – кареты, сани. Все они тоже были сняты в нескольких фильмах из старинной жизни. Тут же представлены некоторые сцены из фильма «История ядов», чтобы можно было рассмотреть костюмы разных эпох и стран. Оказывается, для актеров, занятых в массовых сценах, тщательно делаются только верхняя и средняя части костюма, потому что туда направлена камера. Ткани используются самые дешевые, иногда вечерние платья шились из штор. А обувь специально не шьется, если зритель не увидит ног. Драгоценности на актрисах – из стекла. Даже «корона российской империи» была изготовлена из чешского стекла. Да, оказывается, настоящие бриллианты в кино и не нужны, они не дают на экране нужного блеска. Так что создатели фильмов умеют обманывать зрителя. Вот лежащий в витрине шлем Александра Македонского, который искали джентльмены удачи, сделан из каски пожарного, к которой приделаны рога. Конечно, далеко не все богатства «Мосфильма» представлены в музее, но в другие хранилища экскурсанты не допускаются.
Нам показали два кинопавильона, в которых сейчас готовятся декорации для нового фильма по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Фильм будет снимать Карен Шахназаров. В одном монтируется дворец Каренина, в другом – квартира Вронского. Нас предупредили, что фотографировать здесь нельзя. Строения делаются из фанеры, из деревянных брусков, которые потом покрасят. Сильно пах” нет древесной стружкой. Лепнина выполняется из пенопласта – легко и дешево.
Кинофабрика располагает и несколькими открытыми площадками для съемок. Мы увидели улицу с переулками. Одна часть улицы, как бы более богатая, вымощена брусчаткой, другая – булыжником. Фасады фанерных домов сделаны тщательно, двери открываются. А внутри здания пустые. Когда какая-то часть декорации будет использоваться в фильме, на окна повесят занавески, поставят горшки с цветами.
Еще экскурсовод провела нас в гримерный цех и рассказала, как делается грим. Иногда грим нужен очень сложный, на него уходит несколько часов. Чтобы облегчить актеру эту процедуру, с его лица снимается гипсовая маска, с которой уже и работает гример. Изготавливается тончайшая маска из латекса, как второе лицо. Такая маска выдерживает один съемочный день, поэтому их надо несколько. «Кровь», если в кадре она попа” дает актеру в рот, имеет тот вкус, который он заказывает. Это может быть вкус малины, земляники или какой-то другой.
Гримерный цех находится в одном из самых старых зданий «Мосфильма», построенном в 30″е годы прошлого века. Архитектор пофантазировал и построил его в плане в форме самолета. В передней части «фюзеляжа» находится кабинет гендиректора. Все помещения кинофабрики выглядят довольно просто, стены в коридорах выкрашены в желтый или розовый цвет, висят фотографии с кадрами из фильмов, кое-где стоят искусственные растения. В витрине в холле первого этажа находится та самая скульптура «Рабочий и колхозница» ” эмблема «Мосфильма», которую мы видим в качестве заставки к кинолентам. Настоящий монумент никакого отношения к киноконцерну не имеет, скульптура Мухиной стоит на ВДНХ и снимать ее было бы сложно, она слишком большая.
Экскурсия продлилась 45 минут. Когда мы выходили с территории, у входа стоял еще один автобус – со следующей группой экскурсантов, которые ждали своей очереди.
Вера Петрова