О возможном появлении крупного питерского перевозчика «ПИТЕРАВТО» в Ульяновске «СК» написал в номере за 14 октября с.г. («Почем повезут питерцы?»). Публикация вызвала широкий отклик горожан, большинство из которых демонстрируют серьезную озабоченность возможными последствиями такой экспансии. К чему это может привести, видно на печальном опыте прихода очередной «дочки» питерского перевозчика в Новокузнецк и ряд других городов полтора года назад. А ведь это возможный сценарий событий, которые могут происходить и у нас.

По свидетельству СМИ, 56,4 процента уставного капитала «ПИТЕРАВТО» принадлежат компании, зарегистрированной на Виргинских островах. Только из этого видна большая разница между предприятиями, работающими на земле, опирающимися на реальные возможности и отвечающими на насущные нужды людей, живущих и работающих в России, и предприятиями с зарубежным «уклоном». Они заранее знают, куда отступать, а местным отступать некуда.

Как «ПИТЕРАВТО» заходил в другие города? Как правило, без больших церемоний. «Возможно, что личное знакомство президента «ПИТЕРАВТО» с мэром Вологды, как писали местные СМИ, позволило сделать компанию фактически монополистом. Условия конкурсов на маршрутные перевозки были сложно исполнимы для мелких частных перевозчиков, – пишет Novokuznetsk.su. – «ПИТЕРАВТО» подозревают в причастности к банкротству автотранспортных предприятий Петрозаводска. Здесь власти максимально укрупнили лоты с маршрутами во время конкурса на право перевозок. Местные предприниматели направили жалобу в ФАС, но это не помогло. И, выиграв конкурс, питерские перевозчики предложили владельцам автобусов субподряд, на который согласился, по сути, единственный их конкурент. Другие – ушли в нелегалы».

В Новокузнецке, где питерская компания объявилась в прошлом году, в течение года конкурсы на право обслуживать ключевые маршруты отменяются, а результаты состоявшихся признаются недействительными. Чтобы ограничить доступ к торгам местных перевозчиков, по отработанной уже схеме укрупняются лоты, переписываются под иногороднего участника критерии оценки и т.п. В спор поочередно включаются ФАС и лично губернатор Кузбасса Аман Тулеев, у которого местные предприниматели вынуждены искать защиты. Конкурсы не проведены до сих пор, поэтому город рискует вовсе остаться без общественного транспорта.

Журналистами подмечено, что если свои перевозчики платят налоги в местный бюджет, то пришлая компания «снимает сливки и подпитывает экономику оффшорных стран». Местные жители теряют рабочие места, потому что «ПИТЕРАВТО», как правило, добивается увеличения региональных квот на привлечение иностранной рабочей силы и сажает за руль мигрантов. Опасаются жители Новокузнецка и того, что передел рынка перерастет в криминальные разборки, в которых могут пострадать и пассажиры. Во всяком случае, накануне очередного конкурса местные перевозчики заявляют, что «просто так с маршрутов не уйдут».

Желание местных властей резко поднять качество и культуру обслуживания в общественном транспорте за счет привлечения «иноземцев», скорее, декларативно. Статистика ДТП, пострадавших и жалоб на обслуживание в автобусах «ПИТЕРАВТО» вполне общероссийская. Да и в провинциальные регионы перегоняется транспорт, отработавший в «столицах» более пяти лет и не проходящий там по конкурсу.

Добавляет тревоги тот факт, что, начиная с 16 января 2016 года, стоимость проезда на части маршрутов городского транспорта перевозчики смогут устанавливать самостоятельно – таковы нормы нового Федерального закона №220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров…», делящего весь городской общественный транспорт на социальный и коммерческий. Чего после его вступления в силу ждать ульяновцам? Конечно, лучше быть монополистом на рынке транспортных услуг и диктовать свои условия! Именно такой политики придерживаются, судя по всему, «иноземцы», входя в другие регионы.

Мы спросили местных коммерческих перевозчиков, членов Ульяновского территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный альянс», как они относятся к главной проблеме перевозок – стоимости проезда. Они ответили, что на днях обратились к губернатору области Сергею Морозову с письмом, в котором взяли на себя обязательство «в 2016 году не повышать верхнего предела тарифа на проезд в общественном регулярном пассажирском автотранспорте более 18 рублей». Как заявляют в объединении, решению предшествовал внутренний финансово-экономический аудит системы ценообразования на эти услуги.

Сможет и будет ли по таким тарифам работать питерский перевозчик? Осознают ли варяги, что покупательская способность ульяновцев на порядок ниже, чем у питерцев? В Санкт-Петербурге, где сильны позиции «ПИТЕРАВТО», кстати сказать, стоимость проезда в автобусе сегодня составляет 36-40 рублей. И, поговаривают, скоро стоит ждать очередного повышения.

– Мы следим за происходящим в других регионах, – отметил исполнительный директор УТОСР «Транспортный альянс» Виктор Сидоренко. – Анализируем, делаем выводы. Главное – самим хорошо работать. Мы улучшаем нашу работу, строим планы по обновлению парка автобусов, конечно, при условии сохранения экономической стабильности. Мы не против конкуренции. Но она должна быть здоровой. На кону стоит не только транспортное обслуживание тысяч горожан, безопасность дорожного движения, бюджет города, но и судьбы сотен местных предпринимателей, их работников и семей.

Олег СТЕПАНОВ