Книга «Улица Гончарова» вышла из печати под конец 2015 года. Такой подарок краеведам и любителям истории сделал Государственный архив Ульяновской области. В ближайшее время она появится во всех библиотеках. Издание рассказывает практически обо всех зданиях главной улицы города. Каким-то посвящено всего несколько строк, другим – несколько страниц. Дому Гончарова, например, отведено восемь глав. Повествуется о храмах, домах, магазинах, аптеках, банках и, конечно же, о людях, чьи судьбы связаны с историей улицы. Издание богато иллюстрировано старинными и современными фотографиями – их в книге более 350 штук. Автор текста – архивист Антон Шабалкин, редактор – Людмила Сомова. Мы публикуем отрывок из книги – одну из двух глав, посвященных Троицкой церкви.

9_2-400x197

Без малого полвека, с 1882 года и вплоть до самого закрытия храма в 1929 году, настоятелем Троицкой церкви был священник Виктор Федорович Боголюбов (1845-?). Это был один из самых уважаемых и авторитетных батюшек Симбирска. Сразу после окончания в 1866 году семинарии «в первом разряде» он был рукоположен в Никольскую церковь, находившуюся рядом с Карамзинским садом и домом губернатора. Ту самую, в которой 16 апреля 1870 года крестили Владимира Ильича Ленина. Правда, отцу Виктору не довелось окунать в купель будущего вождя мирового пролетариата – в 1869 году Боголюбова перевели в Тихвинскую церковь. И там 6 июня 1881 года он участвовал в крещении другого политического деятеля – Александра Федоровича Керенского (1881-1970) и расписался своим красивым выразительным почерком в метрической книге.

В январе 1882 года Боголюбов начал служить в Троицкой церкви, в 1900 году был возведен в сан протоиерея. Помимо церковных наград имел ордена Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 2-й и 3-й степеней. Заседал в духовной консистории, 19 лет был благочинным всех храмов Симбирска, 32 года состоял членом правления духовной семинарии, преподавал арифметику и Закон Божий в различных учебных заведениях. Служил честно, но никаким «движимым и недвижимым имением» не обзавелся. Так, за службой в храме, почтенный вдовый священник встретил революцию…

В начале ноября 1918 года 73-летнего отца Виктора арестовывали. Но благодаря вмешательству отставного генерала Александра Владимировича Жиркевича и чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, написавших заявление в Чрезвычайную следственную комиссию по борьбе с контрреволюцией, 9 ноября священник вышел на свободу. Сыграло свою роль и то, что, ходатайствуя за отца Виктора, два умудренных старика представили комиссарам Александру Марковичу Измайлову (Гуревичу) (1889- 1937) и Михаилу Борисовичу Гольману (1894- 1938) записанные Жиркевичем со слов Яков- лева воспоминания о Ленине.

«Хвала Господу, – писал А.В. Жиркевич, – о. Боголюбова […] выпустили из заточения. Если это случилось, то только благодаря Яковлеву. Он же и привез его к нам из губернской тюрьмы. Потом Боголюбов сходил в тюрьму за своими вещами […], а затем пошел служить в Троицкой церкви всенощную. Прихожане, увидев его, так были рады, что устроили ряд оваций, даже целовались друг с другом, как на Пасху».

Отец Виктор продолжал свое служение и к концу 1920-х годов был самым старым действующим священнослужителем Симбирска. Ни к каким обновленческим течениям он, конечно, не примыкал, причт Троицкого храма строго придерживался патриаршей ориентации.

Боголюбов покинул мир до волны репрессий, выкосивших ряды епархии. Его сын одно время преподавал математику в педагогическом институте.

Повод для закрытия церкви дала природа. Почвенные воды привели к трещинам в храме и отклонению колокольни от вертикали на 85 сантиметров. У церковного притча средств на серьезный капитальный ремонт, естественно, не было. Городские власти не преминули этим воспользоваться.

21 сентября 1929 года малый президиум исполкома Ульяновского окружного Совета рассмотрел вопрос «О расторжении договоров с коллективами верующих на аренду церковных зданий в Ульяновске Троицкой и Петропавловской церквей ввиду их ветхости и невыполнения договоров по ремонту». Горсовету поручалось представить техническое заключение. Это была чистая формальность, 8 октября 1929 года окружной исполком закрыл Троицкий храм. О том, что заключение о пресловутой «ветхости» было фальсификацией, свидетельствует то, что уже 30 января 1930 года малый президиум окружкома принял решение «Об отводе здания быв. Троицкой церкви под архив ЗАГСа».

Однако новым постановлением горсовета, принятым 16-17 июля 1930 года, здание храма передали расположенной по соседству Краснознаменной школе. Колокольню к этому времени уже разобрали, сняв предварительно девять колоколов общим весом 426 пудов 26 фунтов, из которых почти половину (232 пуда 30 фунтов) составлял вес самого большого.

Почти три десятилетия якобы «ветхое» здание храма находилось в ведении военных. После вооруженного конфликта с японцами у озера Хасан в 1938 году на куполе бывшей церкви «была установлена деревянная скульптура красноармейца с винтовкой, направленной на восток». В послевоенные годы здание храма использовали как спортзал и тир Ульяновского высшего гвардейского танкового командного дважды Краснознаменного ордена Красной звезды училища имени Ленина.

Бывшая Троицкая церковь без колокольни и купола оставалась на улице Гончарова до 1960-х годов, когда здание было разобрано. 26 августа 1961 года «Ульяновская правда» писала: «На углу улиц Краснознаменной и Гончарова будет построен пятиэтажный 126-квартирный дом. В нем предусмотрено место для городской библиотеки и центральной сберегательной кассы». Правда, после постройки дома планы, что в нем размещать, поменялись. Первый этаж занимали различные торговые точки и предприятия сферы услуг. Пожалуй, больше других запомнился горожанам располагавшийся в северной части здания магазин «Минут- ка». Ныне дом носит № 18. Также на части церковного фундамента, уходящей вглубь квартала, в 1971-1972 годах было построено общежитие для курсантов танкового, а затем суворовского училища.

Антон ШАБАЛКИН, архивист.

P.S. Напомним, 17 сентября 2015 года в №101 «СК» мы опубликовали фрагмент книги «Улица Гончарова», не вошедший в издание. Статья Антона Шабалкина «Закат семинарии» посвящена Симбирской духовной семинарии, размещавшейся в доме № 30 по улице Гончарова. К слову, в музеях заповедника «Родина Ленина» продается книга, посвященная другой центральной улице Ульяновска, – «Прогулки по Московской» (Московская – одно из прежних названий улицы Ленина).