60 лет назад на Ульяновском автозаводе началось производство автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-69».
Автомобили «ГАЗ-69» (грузопассажирский) и «ГАЗ-69А» (легковой), а также одноосный прицеп к ним – «ГАЗ-704» -были разработаны конструкторско-экспериментальным отделом (КЭО) ГАЗа и поставлены на поток в городе Горьком в 1953 году. Производство автомобилей на ГАЗе было размещено на временных площадях. Они предназначались для замены ранее выпускаемого полноприводного легкового автомобиля «ГАЗ-67Б». В те годы я учился в Горьковском индустриальном институте имени А.А. Жданова, и опытные образцы «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» можно было увидеть на праздничных демонстрациях и улицах города с надписью на боковине капота «Труженик». Летом 1955 года приказом министра автопрома СССР было поручено освоить выпуск этих моделей УАЗу. Подготовка к передаче производства началась еще в 1954 году – с изготовления на УАЗе в конце года наладочной партии. Для принятия конструкторской документации (КД) с ГАЗа при КЭО УАЗ была организована специальная конструкторская группа из пяти человек, которую возглавлял И.А. Давыдов. В нее входил Л.А. Старцев, который непосредственно выезжал на ГАЗ для приемки КД. В 1955 году в эту группу вошли молодые специалисты В.М. Кутиков, который стал заниматься эксплуатационной документацией, и З.И. Стильбанс, ставший ведущим конструктором автомобилей. Конвейер для сборки автомобилей заводу пришлось строить заново в прессовом корпусе вдоль его северной стороны, так как корпус главного конвейера, где раньше собирались полуторки «ГАЗ-ММ», был занят в 1951 году изделиями спецпроизводства. Первые 10 автомобилей были собраны к 1 января 1955 года полностью из комплектующих изделий, привезенных с ГАЗа. В том же году автомобили начали сходить с линии главного конвейера. Вначале выпуск этих машин шел параллельно с выпуском ГАЗа. В 1956 году ГАЗ полностью передал их производство на Ульяновский автозавод. С этого времени начался новый этап в жизни нашего предприятия. Конструкторы приступили к разработке новых моделей автомобилей марки «УАЗ» – это «УАЗ-450», в котором максимально использовалось шасси «ГАЗ-69», и «УАЗ-469», в основе которого по результатам проведения многочисленных поисковых опытных работ была

сохранена хорошо зарекомендовавшая себя классическая компоновка «ГАЗ-69». Автомобили-вездеходы «ГАЗ- 69» и «ГАЗ-69А» очень быстро завоевали широкую популярность среди автомобилистов и были очень востребованы как в нашей стране, так и за рубежом. Говорили, что их распределял по ведомствам сам председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин. Автомобили на экспорт начали поставляться практически с 1956 года. Экспорту придавалось очень большое значение. Существовало несколько экспортных исполнений автомобилей. На такие машины устанавливался двигатель повышенной мощности (62-65 л. с. вместо 52-55 л. с. для народнохозяйственного исполнения). Большими партиями, преимущественно для оснащения Вооруженных сил, они поставлялись в Индонезию, Ирак, Афганистан, Алжир, Египет и другие страны. Для обучения и оказания помощи местным автомеханикам заводом направлялись целые группы специалистов из производств и технических служб. В 1960 году меня тоже направили в Индонезию с целью изучения и обобщения опыта эксплуатации автомобилей «ГАЗ-69». Предварительно автомобили там проходили сравнительные испытания с другими автомобилями такого типа, а в печати по их результатам развертывались дебаты об экономической и эксплуатационно-технической целесообразности их закупок. Оценки конструкции и эксплуатационных возможностей наших автомобилей в основном были положительные. Особо отмечалась их прочность и выносливость. Практически одновременно с началом выпуска автомобилей «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» Ульяновский автомобильный завод стал разрабатывать для их замены в перспективе новые автомобили – «УАЗ-469» и «УАЗ-469Б». Однако их внедрение затянулось на долгие годы (до декабря 1972 года) по технологическим и производственным причинам. Тогда генеральный директор И.Д. Маслов принял решение провести модернизацию автомобилей «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» для повышения их технических показателей до уровня «УАЗ-469» и «УАЗ-469Б». Главный конструктор П.И. Музюкин определил для этой работы меня как ведущего конструктора по модернизации автомобилей и ведущих исполнителей – от конструкторского бюро двигателей С.С. Кривомазова и от конструкторского бюро кузовов Е.Я. Старостина.
По итогам работы (разработка КД изготовление и испытание опытных образцов) было принято решение о целесообразности проведения лишь частичной модернизации, в ходе которой были использованы: усиленные ведущие мосты (передний с механизмом отключения колес и более эффективными колесными тормозами), унифицированные с моделями «УАЗ-451М» и «УАЗ-452»; глушитель новой конструкции с большим сроком службы и сниженной шумностью выхлопа: тенты кузовов с увеличенным остеклением – задние окна увеличенного размера, а у «ГАЗ-69-68», кроме того, по два дополнительных боковых окна на каждой стороне; фары с улучшенными светотехническими данными; выключатель массы (аккумулятор) в системе электрооборудования. От планировавшейся установки более мощного верхнеклапанного двигателя и 4-скоростной коробки передач моделей «УАЗ-45 1М» пришлось отказаться, так как это требовало больших изменений кузова и шасси. Со второго полугодия 1970 года Ульяновский автозавод параллельно с автомобилями «ГАЗ-69» и «ГАЗ-69А» начал выпускать их модернизированные варианты, которым было присвоено обозначение «ГАЗ-69-68» и «ГАЗ-69А-68» (модели 1968 года). С1971 года выпускались только эти модели, вплоть до снятия их с производства в декабре 1972 года и замены новым семейством автомобилей «УАЗ-469». Они были первым полноприводным семейством, освоенным УАЗом. Их окрашивали преимущественно в зеленый цвет. Зеленые «Труженики» – автомобили, заслуженно ставшие легендарными на просторах нашей страны, выпускались 20 лет, из них 18 лет – на Ульяновском автозаводе. Легковой «ГАЗ-69А» в народе еще почтительно называли «Аннушкой».

Алексей Винокуров, ведущий конструктор УАЗа с 1956 по 2001 год