Коммунальные службы заставят консультировать и отчитываться перед гражданами через Интернет. Системе ГИС ЖКХ добавят функции общественного контроля.
Соответствующий пакет поправок в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (ГИС ЖКХ) готовит первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена НИКОЛАЕВА. Цель – создать законодательную основу для внедрения в ГИС ЖКХ механизмов общественного контроля. Предлагаемые поправки дадут гражданам возможность направления обращений в управляющие организации, поставщикам ресурсов и в органы власти с обязательным размещением ответов от них в системе ГИС ЖКХ.

На фоне уже состоявшихся порталов «Госуслуги», «Госзакупки» и «Геоинформационный портал Росреестра» ГИС ЖКХ – это еще один масштабный государственный проект, на реализацию которого Минстрою и Минкомсвязи РФ из федерального бюджета выделено около восьми миллиардов рублей (до 2017 года). Все эти проекты выполнены по образцу вертикали власти – вся информация поступает снизу в федеральный центр и там обрабатывается.

По мнению Елены НИКОЛАЕВОЙ, размещение в Интернете официальных ответов (и отписок) чиновников ЖКХ сделает взаимодействие с органами власти более открытым.

– В сложившейся практике процесс подачи жителями разного рода обращений в управляющие и ресурсоснабжающие организации нередко приводит к тому, что жалобы и просьбы жителей попросту игнорируются, а сам процесс взаимодействия намеренно усложняется, – прокомментировала депутат. – Подобная ситуация крайне неблагоприятно сказывается на общественном мнении об отрасли ЖКХ и приводит к недоверию к системе ЖКХ, что подтверждается опросом ВЦИОМа – в октябрьском исследовании «Коррупция в России» после дела Гайзера население России поставило ЖКХ на пятую строчку по пораженности коррупцией среди сфер и институтов власти.

ГИС ЖКХ сегодня расположена по адресу: dom.gosuslugi.ru и представляет собой еще далекий от совершенства сайт, в настоящее время некоторые разделы системы находятся в стадии разработки. Оператором проекта стала «Почта России», где сейчас готовятся к проведению тестирования ГИС ЖКХ в пилотных регионах – Иванове и Туле.

Основная цель – дать дополнительные возможности гражданам. Они должны видеть всю информацию по своему дому, знать о его состоянии, о работах и услугах, которые планируют там проводить УК и РСО. Собственники должны знать о фактической реализации этих работ, об их стоимости, видеть порядок расчета. На сайте будут размещаться и квитанции за коммунальные услуги, конкретная стоимость и порядок ее расчета. Предусмотрена также возможность дистанционного голосования на общих собраниях собственников.

По задумке, если гражданин увидит на сайте ГИС ЖКХ, что стоимость жилищно-коммунальных услуг не соответствует действительности, он сможет в этой же системе направить в электронном виде официальное обращение или жалобу из своего «личного кабинета». Все обращения будут иметь статус официальных и послужат основанием для проведения соответствующей проверки.

С 1 июля 2016 года все поставщики, включая федеральные органы власти, субъекты РФ, органы местного самоуправления, УК, ТСЖ и т.д., обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ в полном объеме. А с 1 января 2017 года, если платежный документ не будет размещен в ГИС ЖКХ, потребитель имеет право не оплачивать услуги до тех пор, пока он там не появится.