Секреты Полишинеля, наконец, раскрыты министерством искусства и культурной политики региона. Только после того, как СМИ протрубили об отставке директора Мемцентра Евгения Казакова, о переезде Информационного центра атомной отрасли во Дворец книги и о возможном выселении Художественного музея в гостиницу “Венец”, министр искусства региона Татьяна Ившина, наконец, публично прокомментировала эти события.

Казаков пока на посту
11 января из-за закрытых дверей еженедельного аппаратного совещания (с декабря прошлого года онлайн-трансляции совещаний и заседаний регионального правительства прекратились. – Ред.) всплыла информация о том, что губернатор Сергей Морозов распорядился уволить директора Ленинского мемориала Евгения Казакова. Поводом для недовольства стал детский праздник “Главная елка губернии”. Об особенностях пьесы “Скандальный маскарад” Владимира Орлова “Симбирский курьер” рассказал в статье “Обидел волк-инвалид” в №1 от 6 января 2016 года. Постановщики не учли, что одно из преставлений будет показано детям-инвалидам и что их родители могут воспринять такой сюжет как оскорбление. О скандале рассказали не только региональные СМИ, но и федеральные.

– Губернатор действительно высказал замечание Казакову, – пояснила Ившина. – Позиция Сергея Ивановича очень жесткая. Как известно, в таких случаях мы вникаем в проблему и либо находим компромисс, либо принимаются кадровые решения. Сейчас вопрос обсуждается с руководством Мемцентра. Евгений Орестович пока остается на своей должности и продолжает работать. Если будет принято кадровое решение (то бишь решение об увольнении. – Ред.), мы вас проинформируем.

Дворец подвинется
Информационный центр атомной отрасли действительно переедет во Дворец книги, которому в очередной раз придется поужаться. Напомним, несколько лет назад отдел литературы на иностранных языках переселили в новое здание для того, чтобы в старинном сделать ремонт. Прекрасно отреставрированное помещение, которому дали название “Карамзин” не вернули отделу, а устроили в нем зал для совещаний. Большую часть второго этажа отвели под зал доступа к ельцинской библиотеке. Теперь серьезно пострадает отдел абонемента – предполагается, что отберут большую часть отдела и спишут значительную часть книжных фондов. По сведениям из разных источников, абонемент может лишиться до 25 тысяч экземпляров! Но министр – между прочим, библиотекарь по образованию – не видит в этом ничего страшного.

– Люди, которые считают, что идет разрушение библиотеки (очевидно, что речь шла о “Симбирском курьере”), не совсем разобрались в происходящем. Они не понимают, что библиотечное учреждение – это постоянно изменяющийся организм, – сетует Ившина. – Кто-то может сказать, что у библиотеки есть основной функционал – собирать и хранить книги. Эту функцию никто не отменял, но у нас есть потребность в изучении и пропаганде атомной отрасли, чтобы наши дети поступали в Димитровградский филиал МИФИ и становились специалистами по ядерной медицине. И за право разместить у себя Информационный центр атомной отрасли боролось несколько библиотек.

“Венец” предлагает купить 2500 квадратов
Узнав 12 января о более чем странной идее выселить Художественный музей в гостиницу “Венец”, мы решили уточнить информацию в областном министерстве искусства и культурной политики. Сотрудники пресс-службы заявили, что в министерстве об этом ничего не знают, о чем мы и написали в № 2 от 13 января, в статье “С Венца в “Венец”?” На вопрос “а что скажет об этом лично Татьяна Александровна Ившина?” нам ответили: “Считайте это ее официальным комментарием”. Но вчера, 14 января, Ившина рассказала, что предложение разместить на 2,5 тысячи квадратных метрах один из региональных музеев поступило еще в конце декабря 2015 года. В настоящее время руководители региональных музеев готовят аналитическую справку о возможности использования площадей под нужды одного из них.

– Какой музей там разместится – Художественный или Краеведческий, может, фонды одного из них или только выставочный зал – решения еще нет, эта возможность только обсуждается, – сообщила Ившина. – Вопрос неоднозначный, сложный, и для его решения создается рабочая группа, в которую войдут сотрудники ФСБ, музеев, архитекторы, специалисты департамента по культурному наследию, художники – всего около двадцати человек. Они должны определить плюсы и минусы помещения, понять, насколько они подходят для обеспечения безопасности экспонатов и должного климат-контроля.

По словам министра, здание-памятник Гончарову на бульваре Новый Венец не соответствует современным требованиям. В частности, должны выставляться от 7 до 12 процентов экспонатов, а Художественный музей не дотягивает и до трех процентов.

Какими бы ни были мотивы, редакция остается при мнении, что Художественный музей ни в коем случае не должен располагаться в здании гостиницы. Музеи не зря называют храмами искусства – именно в храмах и формировались первые коллекции произведений искусства, если вспомнить, например, древнегреческую историю. В Древней Греции было принято приносить в храмы дары олимпийским богам – вазы, амфоры, треножники, которые накапливались в огромных количествах. Традиция размещать музеи в исторических зданиях сохранилась по всему миру – от Версаля и Ватикана до Петродворца и Павловска. “Венец” хотя и строили по особому историческому поводу, но к искусству не имеют отношение ни этот повод, ни предназначение стен, в которых размещались то ресторан, то сток-центр по продаже залежавшейся одежды.

Непонятно также, как в случае положительного решения о переезде будет выполнен пункт инструкции Минкульта РФ о расположении Художественного музея в отдельно стоящем здании. Случись пожар, ограбление, другое происшествие – скорее всего, просто разведут руками. По нашему мнению, “Венец” уже давно стал таким проходным двором, что говорить о безопасности и сохранности, как минимум, смешно. Кстати, который год стоит заброшенным, сиротливо спрятавшимся за грязной тряпкой здание типографии на улице Ленина, рядом с преобразившимся после реставрации Домом Гончарова. Между прочим, старинное здание, с историей, объект культурного наследия. Если уж область готова купить площадь для музея, то почему не эту? Отремонтировать его – и перевезти туда Краеведческий музей, будет по соседству с собственным филиалом. Или тому же Информационному центру атомной отрасли предложить заняться ремонтом, раз уж он располагает средствами.

Анна Школьная