В условиях повсеместного роста цен на продовольствие телеканалы задались вопросом, где же корень этого зла. В смысле на каком этапе происходит скачкообразное удорожание продуктов питания. Ответ на поверхности: корень зла – в алчности розничной торговли.
За примерами, как всегда, далеко ходить не надо. Есть простой продукт – шоколадные плитки отечественного производства, на которых динамика цен очень наглядно демонстрируется. Не претендуя на всесторонность, эту динамику и проследим. Считать будем на пальцах, то есть даже не на калькуляторе. Берем шоколад под брендом «Горький» самарской фабрики «Россия», с 70-процентным содержанием какао. Рекордсмен по его дороговизне сейчас в Ульяновске – торговая сеть «Гулливер». За год этот шоколад подорожал в ее супермаркетах более чем вдвое (это к вопросу об официальной продуктовой инфляции, которая за прошлый год составила якобы 15-20 процентов. Ложь – на шоколаде она превысила 100 процентов), и в магазине на улице Минаева одна плитка стоит сегодня 71,5 рубля.
Иногда я этот шоколад покупаю, но в «Гулливере» давно не беру, поскольку буквально в двух шагах от него плитку можно купить по цене от 59 до 62 рублей. Но и это дорого, и на днях я решил поискать подешевле. Нашел – в оптовом магазине, где и купил по 43 рубля за плитку. Не думаю, что оптовики пустились в распропащую благотворительность и торгуют чуть ли не себе в убыток. Торговля их наверняка рентабельна, иначе давно бы разорились. И даже если бы «Гулливер» закупил шоколад по 43 рубля в этом оптовом магазине, проехав до него два-три километра, а продает по 71 рублю, наценка составила бы 65 процентов, и, случись такое где-нибудь в Германии, руководству «Гулливера» государство поотрывало бы, вероятно, головы.
Но хозяин сети Игорь Любченков, депутат Ульяновской Городской Думы от «Единой России», и исполнительный директор Елена Сорокина, депутат ЗС области и тоже от «Единой России», отовариваются, скорее всего, у производителя шоколада, по еще более низкой цене. Узнать отпускную цену товара с фабрики «Россия», однако, не удалось. Какие-то там тайны мадридского двора. Телефоны, сайты, почтовые адреса, электронная почта – все есть, но цену так и не сказали. Поэтому идем по пути предположений. Допустим, что плитка «Горького» с 70-процентным содержанием какао на фабрике в Самаре стоит 30 рублей. Допустим также, что Любченков с Сорокиной сгоняли за продуктом в Самару грузовик и закупили пять тонн. Встала им доставка товара в Ульяновск от силы в десять тысяч рублей (бензин плюс дневной заработок водителя с экспедитором). Одна плитка весит 90 граммов. В пяти тоннах, следовательно, – 55555 плиток. Фабрике Любченков с Сорокиной отдали за него 1666650 (30×55555) рублей. При реализации по 71 рублю выручат 3944405 (71×55555), или почти четыре миллиона рублей, в которых издержки в десять тысяч на доставку из Самары в Ульяновск тонут как капля в море. Торговая наценка, таким образом, составила без малого 150 процентов. В связи с чем очень умиляет зрелище, когда контроль цен в магазинах осуществляет та самая «Единая Россия», в рядах которой благоденствуют Любченков и Сорокина, и когда сами они стоят со свечками в православном храме, позиционируя себя как глубоко верующие русские патриоты. И еще – как благотворителей. Не те, с оптового магазина, где плитки по 43 рубля, а эти – благотворители!
В общем, телеканалам нет нужды биться над вопросом, откуда у цен растут ноги. От розницы, что мы показали на примере шоколада, но можно показать и на примере любого другого продукта, стоимость которого определяется в основном только аппетитами хозяев прилавка. Где они выше, там выше и цены, не имеющие, к слову сказать, никакого отношения к пресловутым законам рынка. Произвол им закон.
Андрей СЕМЕНОВ