22 января губернатор Сергей Морозов принял участие в заседании Правительственной комиссии по мониторингу состояния продовольственной безопасности и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры рынка.

Главной темой стал контроль над ценами. Продукты в Ульяновской области продолжают оставаться одними из самых недорогих в Приволжском федеральном округе.
– Для нас крайне важно в сложной с экономической точки зрения ситуации сохранить стабильность. Необходимо постоянно держать на контроле уровень цен на продукцию первой необходимости. Одновременно мы должны всемерно помогать предприятиям, которые занимаются переработкой и производством продуктов питания, и при этом как можно чаще проводить сельскохозяйственные ярмарки. Они позволяют не только сдерживать цены в сетевых торговых точках, но и приобретать жителям Ульяновской области качественные местные товары по относительно низкой цене, – подчеркнул глава региона.

По информации специалистов регионального министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, цены в Ульяновске продолжают оставаться одними из самых низких по сравнению с другими городами Приволжского федерального округа. В регионе стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2015 года составила 3139,81 руб. в расчете на месяц, что на 450,11 руб. (на 12,5%) ниже, чем в среднем по России, и на 114,36 руб. (на 3,5%) – по Приволжскому федеральному округу.

Кроме того, согласно информации специалистов аграрного ведомства, на ряд продуктов питания в декабре 2015 года отмечены более низкие цены, чем в декабре 2014 года. Так, розничные цены на охлажденное и мороженое мясо кур ниже по сравнению с прошлым годом на 2,9%, гречневую крупу – на 7,3%, картофель – на 35,9%, белокочанную капусту – на 35,3%, репчатый лук – на 8,4%.

Как отметили члены комиссии по продовольственной безопасности, основной мерой по стабилизации цен на продукты питания является насыщение рынка более дешевой продукцией местного производства. Сезонные ярмарки являются примером использования соответствующего инструмента. Напомним, в 2015 году в Ульяновской области весной и осенью состоялось более 20 областных сельскохозяйственных ярмарок. Они прошли на территории всех районов регионального центра, Димитровграде, Новоульяновске и Ишеевке, на них было реализовано продукции на сумму около 200 миллионов рублей.

– Проведение ярмарок имеет ярко выраженный социальный эффект. Цены на ярмарках на 15-20% ниже рыночных. В свою очередь конкуренция побуждает торговые сети снижать стоимость на представленную продукцию, – подчеркнул первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Александр Чепухин. – Кроме того, на ярмарках сельхозпроизводители имеют возможность достаточно быстро и без участия посредников реализовать свою продукцию. Разумеется, мы продолжим развивать данный формат торговли.

По поручению губернатора Сергея Морозова в Ульяновской области запланировано проведение весенних сельскохозяйственных ярмарок. В период с февраля по апрель 2016 года пройдет 11 областных сельскохозяйственных ярмарок, первая из которых состоится 20 февраля и будет носить тематическое название «Фестиваль крупяных изделий».

По словам и.о. министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александра Братя-кова, для стабилизации цен на продукты питания для жителей региона также проводятся мини-ярмарки, в магазинах федеральных и региональных торговых сетей – специализированные акции.

Кроме того, в регионе набирает популярность проект по реализации овощных сертификатов. Инициатива губернатора Сергея Морозова реализуется пятый год в ООО «Агрофирма «Лаишевские овощи». Сельхозпредприятие является крупнейшим в регионе производителем овощей и картофеля. Проект предусматривает заключение договоров с жителями Ульяновской области на приобретение овощного сертификата стоимостью 2,5 тысячи рублей, который включает основной ассортимент овощей и картофеля общим весом 200 кг.
По словам Александра Чепухина, приобретение овощного сертификата является выгодным предложением как для населения, так и для сельхозпроизводителя.
– Получая финансовые средства от продажи сертификатов до начала весенних полевых работ, хозяйство имеет возможность обеспечить себя необходимыми материальными ресурсами для проведения посевной кампании и гарантированно реализовать выращенную продукцию. Покупатель, в свою очередь, получает овощную продукцию по фиксированной стоимости, независимо от инфляции и роста цен, – подчеркнул зампред.

Региональное министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов оказывает необходимое содействие в открытии магазинов низкого ценового сегмента. Одним из актуальных направлений развития торговли является открытие магазинов-дискаунтеров. Так, в Ульяновской области компанией «Гулливер» успешно реализуется проект «Победа».

Специалисты профильного ведомства ведут еженедельный мониторинг потребительских цен на социально значимые продукты в сетевых магазинах шаговой доступности. Это позволяет вовремя реагировать на рост цен в отдельных торговых точках, выявлять причины удорожания отдельных видов товаров и путем переговоров с владельцами торговых сетей применять эффективные меры для снижения цен.