Как ни пытается театр-студия «Enfant-terrible» поставить спектакль для детей — выходит для взрослых. Вот и премьера «Зимовье зверей», сыгранная в минувшие выходные, — на основе сюжета одной из тех русских народных сказок, которые читают малышам. Но темы в ней поднимаются совсем не детские.
Режиссер Дмитрий Аксенов обозначил жанр постановки: «старые песни о главном». Название отсылает к традиционным новогодним телешоу о любви со старыми песнями, перепетыми эстрадными звездами на новый лад. В «Зимовье зверей» зритель тоже слышит любимые песни прошлого, только их никто не перепевает — они звучат из старого громоздкого радиоприемника, с треском пробиваясь сквозь переплетение радиоволн. Каждый персонаж выбирает себе мелодию по вкусу: добродушная и миролюбивая Корова (Татьяна Леонова с четырьмя бутылочками молока в переднике, изображающими вымя, великолепна) — «33 коровы» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания», Петух — азербайджанскую народную песню «Цып-цып, мои цыплятки» и так далее. А главное — то бишь любовь — в этом спектакле нисколько не походит на глянцево-приукрашенное пошлое нечто, что вынуждены лицезреть россияне в новогоднюю ночь. В «Зимовье зверей» персонажей настигает то чувство, о котором в народе говорят: «Любовь зла, полюбишь и козла». Сидишь, хохочешь над нелепостью ситуаций и понимаешь, что в жизни часто примерно так она и рождается.
Пока речь идет об искре, пробежавшей между домашней Свиньей и диким Кабаном, вроде ничто и не смущает. Роль Свиньи в артистическом багаже Натальи Ляховой, пожалуй, самая очаровательная, хотя хрупкой артистке и пришлось «набрать» килограммов тридцать (браво автору костюмов!). Она может так внезапно зардеться при виде своего Кабана, что вспоминаешь рассказ Сергея Безрукова о том, как по просьбе режиссера на съемках «Бригады» он пустил слезу (режиссер попросил, чтобы скупая слеза полилась только из одного глаза). В роли Кабана — неожиданно лирический Ярослав Щедров, которому еще не выпадало выходить на сцену в роли романтического героя, и он тонко балансирует на грани трогательного и смешного.
Первый намек на абсурд в любовной линии спектакля — ревность Петуха. Виктор Конин, кажется, еще чуть-чуть — и выпрыгнет из собственных перьев из-за обуревающих его чувств. Но вскоре в сюжете появляются Лиса (Наталья Забожко) и Волк (Андрей Галактионов), и начинается настоящая любовная горячка. Волк, поначалу такой прагматичный, реально оценивающий происходящее, буквально шалеет от любви, обрушившейся на него от Овцы, она приняла его за Барана. Овца в исполнении Елены Карасевой — наивная дива, которой, как говорится, крышу сносит от нахлынувшего счастья. И вместо того, чтобы зарезать Овцу или хотя бы Петуха, при виде которого Волк буквально захлебывается слюной, он бросается на Хозяина и спасает всех домашних животных. А Лиса, которую должны были палками гнать подальше в лес, одним поцелуем избавляет Петуха от ревности и влюбляет в себя. С одной стороны, — полное безумие, с другой стороны, в этом фарсе есть место не только для смеха, но и для размышлений.
«О главном» — это не только о любви, но и о нашей жизни. Спектакль прямо говорит об этом, когда Хозяин приветствует зверей голосом Бориса Ельцина: «Дорогие мои животные! Поздравляю вас с наступающим обедом». Желая зверям хорошего аппетита, он надеется, что они хорошенько наберут вес к новогоднему столу. Ничего не напоминает? Не так ли и нам желают процветания, чтобы обобрать потом до нитки? «Зимовье зверей» не вдается в тонкости политических заигрываний и дает один совет: обмануть Хозяина, как сделал это Волк в овечьей шкуре, и объединиться в любви друг к другу. Иллюзорно, но на то она и сказка.
Анна Школьная