Как ни пытается театр-студия “Enfant-terrible” поставить спектакль для детей – выходит для взрослых. Вот и премьера “Зимовье зверей”, сыгранная в минувшие выходные, – на основе сюжета одной из тех русских народных сказок, которые читают малышам. Но темы в ней поднимаются совсем не детские.
Режиссер Дмитрий Аксенов обозначил жанр постановки: “старые песни о главном”. Название отсылает к традиционным новогодним телешоу о любви со старыми песнями, перепетыми эстрадными звездами на новый лад. В “Зимовье зверей” зритель тоже слышит любимые песни прошлого, только их никто не перепевает – они звучат из старого громоздкого радиоприемника, с треском пробиваясь сквозь переплетение радиоволн. Каждый персонаж выбирает себе мелодию по вкусу: добродушная и миролюбивая Корова (Татьяна Леонова с четырьмя бутылочками молока в переднике, изображающими вымя, великолепна) – “33 коровы” из кинофильма “Мэри Поппинс, до свидания”, Петух – азербайджанскую народную песню “Цып-цып, мои цыплятки” и так далее. А главное – то бишь любовь – в этом спектакле нисколько не походит на глянцево-приукрашенное пошлое нечто, что вынуждены лицезреть россияне в новогоднюю ночь. В “Зимовье зверей” персонажей настигает то чувство, о котором в народе говорят: “Любовь зла, полюбишь и козла”. Сидишь, хохочешь над нелепостью ситуаций и понимаешь, что в жизни часто примерно так она и рождается.
Пока речь идет об искре, пробежавшей между домашней Свиньей и диким Кабаном, вроде ничто и не смущает. Роль Свиньи в артистическом багаже Натальи Ляховой, пожалуй, самая очаровательная, хотя хрупкой артистке и пришлось “набрать” килограммов тридцать (браво автору костюмов!). Она может так внезапно зардеться при виде своего Кабана, что вспоминаешь рассказ Сергея Безрукова о том, как по просьбе режиссера на съемках “Бригады” он пустил слезу (режиссер попросил, чтобы скупая слеза полилась только из одного глаза). В роли Кабана – неожиданно лирический Ярослав Щедров, которому еще не выпадало выходить на сцену в роли романтического героя, и он тонко балансирует на грани трогательного и смешного.
Первый намек на абсурд в любовной линии спектакля – ревность Петуха. Виктор Конин, кажется, еще чуть-чуть – и выпрыгнет из собственных перьев из-за обуревающих его чувств. Но вскоре в сюжете появляются Лиса (Наталья Забожко) и Волк (Андрей Галактионов), и начинается настоящая любовная горячка. Волк, поначалу такой прагматичный, реально оценивающий происходящее, буквально шалеет от любви, обрушившейся на него от Овцы, она приняла его за Барана. Овца в исполнении Елены Карасевой – наивная дива, которой, как говорится, крышу сносит от нахлынувшего счастья. И вместо того, чтобы зарезать Овцу или хотя бы Петуха, при виде которого Волк буквально захлебывается слюной, он бросается на Хозяина и спасает всех домашних животных. А Лиса, которую должны были палками гнать подальше в лес, одним поцелуем избавляет Петуха от ревности и влюбляет в себя. С одной стороны, – полное безумие, с другой стороны, в этом фарсе есть место не только для смеха, но и для размышлений.
“О главном” – это не только о любви, но и о нашей жизни. Спектакль прямо говорит об этом, когда Хозяин приветствует зверей голосом Бориса Ельцина: “Дорогие мои животные! Поздравляю вас с наступающим обедом”. Желая зверям хорошего аппетита, он надеется, что они хорошенько наберут вес к новогоднему столу. Ничего не напоминает? Не так ли и нам желают процветания, чтобы обобрать потом до нитки? “Зимовье зверей” не вдается в тонкости политических заигрываний и дает один совет: обмануть Хозяина, как сделал это Волк в овечьей шкуре, и объединиться в любви друг к другу. Иллюзорно, но на то она и сказка.
Анна Школьная