Кризисы встряхивают нервные системы всех членов общества, включая начальство, которое в состоянии стресса начинает говорить правду.

Так случилось, кажется, и с министром энергетики России Александром Новаком, попавшим в нефтяные жернова. Когда мировые цены на нефть начали в 2014 году стремительное падение, члены российского правительства рассуждали, что ниже 60 долларов за баррель упасть они не могут, поскольку тогда нефтедобыча по всему миру станет нерентабельной. Но к сегодняшнему дню цены снизились уже до 27-28 долларов за бочку (это и есть баррель), и парадигма министерских рассуждений изменилась. В интервью телеканалу «Россия 24» Новак, то ли хвалясь, то ли кого-то успокаивая, заявил, что в России себестоимость добычи нефти низкая – от 5 до 15 долларов за баррель, так что и при рыночной цене ниже 30 долларов у нас будет все в порядке.

Ничего себе, подумал я, услышав эти откровения. Пусть средняя себестоимость добычи российской нефти равна, по Новаку, десяти долларам за баррель, которых хватает на выплату зарплаты нефтяникам и на все издержки. В барреле – 150 литров. Делим себестоимость его добычкг на объем, то есть десять долларов на 150, или 1000 центов на 150. Получим 6,6 цента – такова себестоимость добычи одного литра российской нефти. В рублях по сегодняшнему курсу это 5,4 рубля. Пусть такая же сумма к цене нефти прибавляется при производстве бензина (на самом деле, вероятно, меньше), и получаем 11 рублей за литр бензина. Спрашивается, а почему же с россиян, которым по Конституции принадлежат все природные богатства, включая недра, за бензин берут по 35 рублей за литр, фиксируя норму прибыли нефтяников в 200 процентов? На внешнем же рынке в то время, когда нефть стоила 100 долларов за баррель, прибыль была вообще 900 процентов, и нефтяники катались как сыр в масле. И сейчас, как видим, катаются, выжимая соки из собственного населения.

И не они одни. Если копнуть, то гримассы экономики по-русски обнаруживаются кругом. Например, в торговле питьевой водой. Себестоимость добычи литра нефти, которую из-под земли надо еще извлечь, равна трем-пяти рублям, то какова она у той же воды «Волжанка», которая течет сама и надо только подставить бадью? Думаю, не больше 50 копеек. Продается же, к примеру, пол-литровая емкость по цене около 20 рублей. Пять рублей скидываем на стоимость пластика, остается 15 рублей пол-литра и 30 рублей – литр. Норма прибыли при себестоимости литра 50 копеек составит 4500 процентов!

Артур Таниев