В связи с ажиотажем вокруг юбилейной выставки великолепного русского художника Валентина Серова, приуроченной к 150-летию со дня его рождения (годы жизни 1865-1911), “Симбирский курьер” выяснил, что и в коллекции Ульяновского Художественного музея есть две картины художника.

Вообще-то очереди в столичные музеи – не редкость. Москвичи и гости столицы, бывает, тратят часы на то, чтобы попасть в Третьяковскую галерею или Музей современного искусства имени Пушкина. В случае с выставкой работ Серова ситуацию “подогрели” январские морозы, из-за которых очередь начала замерзать, и у филиала Третьяковской галереи на Крымском валу сотрудники МЧС развернули для любителей прекрасного полевые кухни с кашами и чаем. Несмотря на морозы и пятичасовую очередь, люди стояли и ждали, ограниченные сроками работы выставки: ее должны были закрыть 17 января. Затем было продлили, но после того, как 21 января посетители устроили потасовку и выломали входную дверь, администрация музея завершила ее работу.
Любопытно, что, по словам директора галереи Зельфиры Трегуловой, 35 полотен художника, ставших основой столь популярной выставки, демонстрируются в основных залах Третьяковки, в Лаврушинском переулке. “Вы поднимаетесь по лестнице к постоянной экспозиции, делаете 20 шагов и оказываетесь прямо перед “Девочкой с персиками”, – говорит Трегулова. – Если честно, это мои любимые залы. Я там бываю часто. Могу засвидетельствовать, что одновременно больше 10-15 человек я там не видела”.
Мы решили воспользоваться вспышкой интереса к Серову, чтобы пригласить ульяновцев в Художественный музей. Его этюд находится в постоянной экспозиции, в разделе “Русское искусство второй половины XIX века”, рядом с работами передвижников. Как рассказала главный хранитель музея Галина Демина, “Пейзаж с дорогой. Домодедово” (второе название “Дорога в Домотканово”) – небольшая картина размером 32х45 сантиметров, выполнена маслом на дереве. Работа подписана: в левом нижнем углу выцарапано: “Серовъ”. На обороте картины есть надпись карандашом: “Написано Валентином Серовым в 1888-1892 годах в селе Домотканово Тверской губернии”. К слову, этой деревне Серов посвятил немало работ – там он жил и творил, там сейчас действует музей-усадьба художника. Этюд поступил в Ульяновский художественный музей в 1920 году из отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Ранее картина находилась у друга и близкого родственника Серова – Владимира Дмитриевича фон Дервиза. Эту работу брали для экспонирования в Москве (в 1935 году – вероятно, для юбилейной выставки в связи с 70-летием со дня рождения художника, а также в 2004 году) и Ленинграде (в 1960 году).
В фондах музея хранится еще одна, очень интересная, с точки зрения искусствоведов, работа – графическая. Это портрет графини Веры Федоровны Соллогуб, дочери Федора Львовича Соллогуба, который был художником московских императорских театров. Портрет выполнен в 1897 году на бумаге – карандашом, акварелью, белилами. Работа также небольшая, размером 32х28,5 сантиметра. Она передана в наш музей в 1926 году из Государственных музейных фондов. До того хранилась в семье Соллогубов.
Известно, что к замечательному портретисту Валентину Серову еще при жизни выстраивались в очередь – с просьбой написать портрет. Современники сравнивали его манеру с творчеством Пушкина, а художник Александр Бенуа главными чертами его стиля называл простоту и непосредственность. Замечательный реалист, Серов, вместе с тем, со своим обращением к “чистой красоте” и “чистому искусству” был совершенно не похож на своих современников-передвижников с их интересом к социальным проблемам.
Так что найдите время и сходите в Художественный музей – морозы начинают спадать, очередей нет, а кроме работ Серова в нем много других замечательных шедевров.
Портрет Соллогуб и “Дорога в Домотканово” – предоставлены Ульяновским областным художественным музеем.

Анна Школьная