Тема ОДН сейчас одна из самых злободневных и часто освещаемых в СМИ. Но, увы, регулярно появляются статьи, искажающие суть и проблематику ОДН – такие материалы вызывают, как минимум, недоумение. Поэтому в очередной раз приходится возвращаться к этому вопросу.
Когда жильцы многоквартирного дома (МКД) заключают договор с управляющей компанией (УК), предполагается, что последняя обязуется обслуживать, осуществлять ремонт, а при необходимости и модернизацию инженерной инфраструктуры МКД, включая места общего пользования. Введенное Постановлением правительства РФ №354 ограничение объема распределяемого ОДН, рассчитанного исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, было призвано стимулировать жильцов МКД совместно с УК заниматься энергосбережением. На практике, вместо того чтобы обеспечить дома всеми необходимыми энергоресурсами и их эффективно использовать, прививать культуру потребления, УК предпочитают вовсе не заниматься этими вопросами, а просто недоплачивать ресурсоснабжающим организациям, в том числе «Ульяновскэнерго» («УЭ»).
Такая бесхозяйственность внесла свой негативный вклад в стремительный рост задолженности УК и населения за потребленную электроэнергию, составляющей на сегодняшний день 575 млн рублей (прирост за 2014-2015 годы – около 282 млн рублей, или почти 100 процентов). Для наведения порядка с собираемостью платы за электроэнергию «УЭ» было вынуждено перевести абонентов на прямые договоры, исключив оказавшихся бесполезными в данном вопросе посредников в лице управляющих компаний.
Расчеты при прямом абонировании ведутся по головному прибору учета, плата за ОДН рассчитывается строго в соответствии с действующим законодательством. В ряде случаев это привело к увеличению платы за ОДН, но есть немало обратных примеров, когда при ответственном подходе со стороны собственников или УК за счет реализации энергосберегающих мероприятий плату за ОДН удалось существенно снизить: суммы в платежках по строке «ОДН» стали меньше, чем по нормативу.
Граждане должны знать, что управляющая компания отвечает за обслуживание внутридомового имущества, в ее обязанности в том числе входит работа по организации мероприятий, обеспечивающих снижение расходов собственников на оплату общедомовых нужд. И за это с управляющей компании можно и нужно, не стесняясь, спрашивать.
Помимо вопросов, зависящих непосредственно от собственников, существуют проблемы, связанные с несовершенством действующего законодательства, не предусматривающего порядка расчета ОДН при наличии многотарифного общедомового прибора учета. С момента введения ОДН компания «Ульяновскэнерго» неоднократно обращала внимание законодательной власти Ульяновской области на необходимость обратиться в правительство РФ за разъяснением, каким образом нужно производить расчеты в этом случае. В целях упорядочивания ситуации в 2013 году решением министерства энергетики и ЖКХ Ульяновской области (распоряжение от 26.09.2013г №150-ОД) была принята методика, позволяющая вести более корректный расчет при дифтарифном учете. Эта методика не учитывала ряд ситуаций, связанных с правильностью начислений, но, вместо того чтобы найти соответствующее решение и доработать методику, ее просто взяли и отменили. Такое решение нельзя назвать конструктивным, поскольку иного нормативного документа в настоящий момент нет, уход от действующего Порядка расчета приведет к увеличению размера платы за ОДН в связи с тем,что начисление будет производиться по одноставочному тарифу в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг (утверждены Постановлением правительства от 6.05.2011 г. № 354).
Нормы законодательства, обеспечивающие нормальное функционирование отрасли и повышение качества жизни граждан, – сфера компетенции и прямая обязанность народных избранников – депутатов всех уровней. Но, к сожалению, некоторые из местных депутатов вместо реальной работы, способствующей созданию требуемой нормативной базы и решению имеющихся проблем, предпочитают спекулировать темой несовершенства методики расчета ОДН, занимаясь популизмом.
24 ноября 2015 года в комитете Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике вновь обсуждался вопрос, связанный с порядком расчета ОДН при дифтарифном учете электроэнергии в МКД, но, в очередной раз, без каких-либо конкретных решений и результатов. Остается только надеяться, что давно ожидаемое и назревшее обращение в правительство Российской Федерации с предложением о внесении необходимых изменений в действующее законодательство будет сделано и наконец-то законодательная власть Ульяновской области реально, а не на словах подключится к решению озвученной проблемы.
Александр Чернов
в газете на правах рекламы