Василий Стефанович Бабичев был десятым в списке первых сотрудников, принятых на Ульяновский авиационный промышленный комплекс (УАПК), названный впоследствии “Авиастар”. Он был не только свидетелем, но и участником строительства крупнейшего завода в регионе и Нового города в Ульяновске.

ЭЛЕКТРОМОНТЕР 4-ГО РАЗРЯДА
Василию Стефановичу в этом году будет 85. Держится бодро, память у него отменная, а все лучшие воспоминания – о работе. Что неудивительно: трудился он всю жизнь.

В 1943 году Василий Бабичев осиротел, отец его погиб под Ворошиловградом (нынешний Луганск). Там шли страшные бои. Немцев гнали со Сталинграда. В мае отца взяли на фронт, а в октябре пришло известие: “Пропал без вести”. Сколько потом Василий Стефанович ни делал запросов, никаких следов не нашел. Где похоронен родной человек, так и не узнал. На многочисленные запросы всюду ему отвечали одно: “Что вы надеетесь найти? В тех боях все смешались с землей”.
В 15 лет, сразу после войны, он приехал в Самару, тогдашний Куйбышев, к дяде. Тот работал на эвакуированном из Воронежа авиационном заводе. Василию предстояло трудиться там же, но сначала надо было выучиться. Его определили в ремесленное училище. Был тогда такой сталинский приказ: сирот обучать рабочим специальностям. Страну надо было поднимать из руин, а на производствах катастрофически не хватало рук.

– Я поначалу испугался, думал, меня не в училище принимают, а посадить хотят. Время тогда такое было, да и войной напуганный был. Месяц скрывался, – вспоминает Василий Бабичев. – Но потом все-таки пошел на учебу. В 17 лет, окончив училище, получил специальность электромонтера 4-го разряда. Пошел на авиационный завод, меня сразу оформили в цех. Мужики возмутились: “Пацан пришел с 4-ым разрядом! Мы по 20 лет работаем и такого разряда не имеем”.

И В БУДНИ, И В ПРАЗДНИКИ
Авиазавод после войны переходил на мирное производство. Сначала еще выпускали военные истребители, дальние бомбардировщики “Ту-95”, позже перешли на пассажирские “Ту-114”, “Ту-154”. Самолетостроение тогда развивалось стремительно. Каждые два-три года модели обновляли, совершенствовали и военные, и пассажирские лайнеры. Времени на раскачку не было. Из-за спешки случались ЧП.

– При испытании “Ту-95” при мне была авария – шасси не вышло при посадке. Машину вдавило в землю, брюхо ей прорезало и винты погнуло. Шуму было! Все выбежали поглазеть, что случилось. Повезло, что за штурвалом был военный летчик, опытный. Машину он спас. Ему за это премию дали 25 000 рублей, это при тогдашней зарплате-то! – рассказывает наш собеседник.

Послевоенное время было тяжелое, люди жили по карточкам и работали, работали, работали… Иждивенцам выдавали талоны на 200 граммов хлеба в день, на четвертушку масла и полкило сахара в месяц. На заводах работали от мала до велика, включая детей. До 1960-х годов не знали, что такое выходной в субботу. Отдыхали только в воскресенье, а в авралы на работу вызывали и в выходные, и в праздники.

Василий Стефанович в 18 лет уже был бригадиром. Повысили его за то, что он в одиночку подключил освещение в жилом бараке.

– Девонька, ты хоть знаешь, что такое барак? – спрашивает меня Василий Стефанович. Деревянное одно этажное здание с 2-4 квартирами, по 12 метров комнатушки. Там жили заводчане. В одном из таких бараков я заменил всю проводку и сделал освещение. Мастер, как узнал, что я всё это один сделал, повел меня к начальнику цеха. Я струхнул поначалу: начальник цеха – бог! Что ж я натворил, что меня к нему?! А тот мне 5-ый разряд присвоил. Еще через год у меня уже был 6-ой. А потом и седьмой. Я один из 25 тысяч рабочих завода имел 7-й разряд.

В 1960-е Василий Бабичев работал начальником бюро по комплектации завода оборудованием. Знал каждый станок во всех сорока цехах. И, как “челнок”, постоянно ездил в Москву, в Министерство авиационной промышленности, выбивать новые станки для завода. Так продолжалось до 1976 года, когда его вызвал к себе главный механик.

ПОЛУЧИТЕ, РАСПИШИТЕСЬ!
– Вызвал и говорит: “Езжай в Ульяновск. Мы будем строить там новый авиационный завод. Надо организовывать всё с нуля, заниматься заказом оборудования, а у тебя большой опыт”, – вспоминает Василий Бабичев разговор с главным механиком. – Только я приехал в Ульяновск на место, а контора будущего производства тогда была на Гончарова, 16, мне тут же сказали: “Поезжай за Волгу, получи ключи от квартиры”. “Ребята, вы шутите?” – спрашиваю. Люди по 20 лет в очереди стоят, чтобы из бараков в собственную квартиру въехать. А тут вот так запросто… Поехал я за Волгу. На Верхней Террасе тогда уже были пятиэтажки от завода “Комета”. Первая высотка была на проезде Сиреневом – это и был дом, где мне разрешили выбрать квартиру, куда я вскоре переехал вместе с семьей.

Василия Бабичева оформили десятым по счету сотрудником будущего авиазавода.

ЖАВОРОНКИ В ПОЛЕ
Выйдя на работу, Василий Стефанович первым делом спросил у коллег: “Ну, где завод-то? Пошли поглядим?”

– На меня посмотрели внимательно: “Какой завод?”, -вспоминает со смехом наш собеседник. – Приехали мы в чистое поле. “Вот здесь и будет завод”. Я засомневался: сколько же его строить будут? Сто лет? Вокруг поле, засеянное пшеницей! И жаворонки поют! И здесь будут делать самолеты?!

Первый колышек под будущее строительство УАПК был вбит 10 июня 1976 года. Сорок лет назад.
И опять на раскачку времени не дали. Новому специалисту поручили изучать всю документацию, оформили допуск, в том числе к секретным бумагам.

– Я начал понимать, что здесь планируется построить не только огромное производство, но и целый жилой район. Первым делом начали строить очистные сооружения асном Яре. Любая стройка начинается с туалета. Второй вопрос: где воду брать? Решено было сделать 24 скважины в Архангельском. Помню, как ехали туда по плохой дороге, думали, перевернемся на “уазике”. Там же один лес кругом был! Потом начали вести водовод в будущий Новый город, на завод. Мы так же занимались поставкой оборудования в магазины, в детские сады, школы и больницы, лифтов – в жилые дома. Это все наш завод поставлял для Нового города.

Вместе с будущим авиапромышленным комплексом строился и новый район. Люди начали приезжать сюда со всей страны, дома заселялись специалистами. Строили жилье быстро, бывало, за день собирали по два этажа. Из кирпича строили мало, кирпичный завод в Новоульяновске был маленький, его мощностей не хватало, чтобы обеспечить материалами такую гигантскую стройку. Использовали панели. Их везли даже из Чебоксар на баржах. На Верхней Террасе, на улице Врача Михайлова, есть два или три дома из этих “приплывших” панелей, но больше строить не стали – из-за неудачной планировки.

В строительстве из-за нехватки рабочих рук помогали в том числе димитровградские заключенные. Они строили корпуса для завода, отдельно ото всех, на специально отведенной площадке. Стройка была в прямом смысле Всесоюзной. Завод буквально вырастал из земли, корпуса собирали один за другим. “Макушку” главного административного корпуса завода – здания, надо сказать, необычной для советских времён архитектуры, – монтировали с помощью вертолета. Кстати, у этого здания есть еще 5 подземных этажей.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ!
Первый самолет завод выпустил 30 октября 1985 года – знаменитый “Ан-124” “Руслан”. Девять лет прошло с момента начала строительства, и вот в небе уже не жаворонки поют, в небо поднялся крупнейший в мире грузовой лайнер.

– Я видел первый самолет еще в сборочном производстве, куда у меня был допуск, – рассказывает Василий Стефанович. – Машина впечатляла даже в несобранном виде. Махина! Один фюзеляж – шесть метров шириной. Помню, как туда два автобуса рядом загоняли, всего же там легко размещалось несколько “Икарусов”- “гармошек”.

А уж когда его, готовый, выкатили на “рулёжку” – это был праздник!

– Все, кто мог, прибежали смотреть. Кругом охрана, подходить к самолету нельзя было. Проверяли сначала отработку систем на земле, потом в воздухе. Весь завод гудел: “Подняли “Руслан”!”

Лайнер полетел в сторону Чердаклов, сделал два круга над Новым городом. Настоящий триумф человеческого труда! Строителей, инженеров, конструкторов, рабочих, их общая победа.

– В дальнейшем машину модернизировали, испытывали на грузоподъемность. Сначала на 30 тонн, потом на 40, потом – на 50, 70, 90… До 120 тонн увеличили, а он всё взлетает! Чудо-самолет! В мире другого такого нет ни по дальности полета, ни по грузоподъемности, – говорит Василий Бабичев.

Помимо “Ан-124”, мощность даже недостроенного авиакомплекса позволяла начать серийное производство еще одного перспективного самолета – “Тy-204”. и августа 1990 года в небо над Ульяновском поднялся первый авиалайнер этой серии.

В 1991-ом, после развала Советского Союза, многое изменилось. Заводу пришлось пережить очень непростые времена. Но он выстоял и сегодня продолжает работать.

НЕРАВНОДУШНЫЙ
Перемены произошли и в жизни Василия Бабичева. В 1991 году он вышел на пенсию. Но обороты по жизни сбавил ненамного. Василий Стефанович, как сейчас говорят, активный гражданин. Ну, не может он мириться с непорядком и не может пройти мимо, если плохо почищен тротуар, если не ухаживают за местным парком, если разворочена дорога. Его фамилию хорошо знают многие районные чиновники, потому что он всегда добивается, чтобы навели порядок в его родном районе. Районе, который тоже строили с трудом, вложив столько сил.

Говорят, один в поле не воин. Но наш герой, который в числе первых возводил в том самом поле целый город, в эту поговорку не верит.

Согласно приказу, в Ульяновске должны были построить комплекс из трех заводов: самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного. В планах было также строительство станкостроительного завода, заводов по производству авиационных двигателей и товаров народного потребления. Генеральным директором нового предприятия был назначен Аполлон Сергеевич Сысцов. Впоследствии он стал министром авиационной промышленности СССР.

Екатерина ПОЗДНЯКОВА