Археолог Василий Ледяйкин стал героем первой выставки из цикла “Искатели древностей”. Он – самый старший из современных археологов, недавно отметил свое 77-летие. При его участии создавался музей “Археология Симбирского края”, который в эти дни рассказывает об историке с многогранными интересами.

Василий Иванович образование историка получил в МГУ. По его окончании приехал в Рузаевский район Мордовии, работал директором школы, но наука его не отпускала, и через несколько лет он поступил в аспирантуру, диссертацию писал под научным руководством Алексея Смирнова – видного отечественного историка и археолога, профессора, доктора исторических наук, признанного авторитета булгарской и финно-угорской археологии. В своей работе Ледяйкин проследил становление истории своего народа – мордвы – на раннем этапе ее становления. Сфере научных интересов соответствовали его археологические экспедиции на мордовские курганы эпохи бронзы, которой он продолжил заниматься, когда в 1974 году переехал в Ульяновск. Часть артефактов – металлические топоры и лепные сосуды, сохранившиеся у него после тех раскопок, – он передал музею-заповеднику “Родина Ленина”, когда начиналась работа по созданию музея “Археология Симбирского края”.

Еще одной темой интересов ученого остается Волжская Булгария – древнее государство, существовавшее в Поволжье до XIII века. Ледяйкин работал в экспедициях в знаменитых Булгарах в Татарстане, раскапывал он и древние булгарские города на территории Ульяновской области. Например, бывал со школьниками близ села Старое Алейкино, где в начале тысячелетия здесь стоял древний город волжских булгар, который, предположительно, назывался Ошель. В начале 1220 года его и другие булгарские города разрушил Владимиро-Суздальский князь Владимир Всеволодович – он укреплял позиции Московского государства, расширяя его границы в восточном направлении. Считается, что Ошель был крупнее Булгар, так как его периметр составляет десять километров, а периметр Булгар – семь километров. После разгрома этот город влачил жалкое существование в течение нескольких лет, пока хан Батый не сровнял его с землей в 1236 году. Сейчас нет никаких признаков города, кроме валов и рвов, да и на них обратит внимание только специалист. Тем не менее интерес к этому памятнику археологии не угасает, так как после его разрушения на этом месте люди не жили, и свидетельств более поздней деятельности человека здесь нет. Археолог и его юные помощники нашли доказательства того, что до булгар в этих местах жили именьковцы – представители оседлой культуры, существовавшей в Поволжье в IV-VII веках. Обнаружили они и следы проживания древних булгар – керамические изделия, вылепленные вручную, без помощи гончарного круга, что как раз характерно для этой культуры. А среди костей животных им не встретились кости свиней – и это тоже стало доказательством проживания здесь булгар, которые приняли мусульманство и свинину не ели.

Работал Ледяйкин и в другом местечке, связанном с древними булгарами – городище, прозванном “чертовым городком”, неподалеку от села Кременки Старомайнского района. Он лежал на караванном пути из Волжских Булгар в Древний Киев. Ученый увидел при раскопках следы пожарищ, характерные для войска хана Батыя наконечники стрел, обнаружил на окраине городища обгоревшие останки кузницы с брошенными инструментами (серп, замок с ключом, клещи) и шлаками горной породы.

Нашлась работа для Ледяйкина и в Ульяновске. Например, он вместе с коллегой, археологом Юрием Семыкиным, выяснял месторасположение могилы Андрея Ильича Огородникова – покровителя Симбирска Андрея Блаженного. Могила теперь на Покровском некрополе четко обозначена и находится у часовни. К слову, эту часовню принимают за дореволюционный архитектурный памятник, хотя ее построили не так давно по проекту ульяновского архитектора Ляйли Варюхиной.

Другая большая заслуга Ледяйкина – обнаружение Симбирской засечной черты. На ее части музей-заповедник “Родина Ленина” создал мемориальный комплекс, который так и назвали – “Симбирская засечная черта”. 81-й школе Ульяновска он помог создать свой краеведческий музей.

О результатах своей “полевой” работы Василий Иванович написал огромное количество статей в научных сборниках, отметился в “Ульяновской-Симбирской энциклопедии”, написал главы для учебника “Историческое краеведение” и книги “Край Симбирский”. Впрочем, работа его сосредотачивалась не только на территории нашего края, он бывал в археологических экспедициях в Татарстане, Астраханской и Волгоградской областях, в Бухаре и Самарканде.

В Ульяновске он стал еще и учредителем Мордовской национально-культурной автономии, возглавлял ее несколько лет. По его инициативе в регионе появилась на свет газета на мордовском языке – “Ялгат”. О своем педагоге тепло говорят бывшие студенты педуниверситета и УлГУ, а также его коллеги по вузам, с которыми он провел не один полевой сезон – Юрий Семыкин и Анатолий Вискалин. Музей обещает вскоре рассказать и об их находках и открытиях.

Анна Школьная