Василий Мельник
От свиного гриппа в России скончалось уже свыше 100 человек – эта информация прозвучала на прошлой неделе буквально по всем федеральным телерадиоканалам, и осталось стойкое впечатление, что россиян намеренно запугивают.

Может быть, конечно, перекричать лучше, чем недокричать, но наиболее очевидный эффект от такой методы – это паника, ажиотаж в аптеках и дефицит противовирусных препаратов, что провоцирует еще большую панику. При этом люди уже не пытаются ни анализировать то, что им сообщают, ни делать каких-то здравых выводов. Например, из количества летальных исходов. 100 за месяц для страны с населением 140 миллионов человек – это много или мало? А каков процент смертей от гриппа в другие годы? Есть ли какая-то фатальная особенность течения болезни при свином гриппе? Обо всем об этом, кстати, государственные СМИ чаще всего умалчивают, лишь нагнетая страхи. Скажем, усиленно советуя носить медицинские маски.

Но с этими масками, боюсь, история та же, что и с бахилами, в которых теперь принято входить в кабинеты медучреждений, и которые, выброшенные, синеют потом по всем улицам и дворам Ульяновска, как, вероятно, и других городов России. Я не раз наблюдал и сам эту «гигиену через бахилы». Человек садится где-нибудь в поликлинике на банкетку, войдя с улицы в, условно говоря, грязной обуви, достает бахилы и их надевает. Затем тем же путем, каким шел в грязной обуви по коридору до банкетки, он идет в кабинет на прием или на процедуры. Бахилы при этом собирают по полу то, что оставлено на нем сапогами или туфлями. И где тут гигиена?

Дело, скорее, вовсе не в гигиене, а в личностях, которые владеют фабриками по производству бахил и собирают на этой «гигиене» миллиарды. Сначала посетителей обязывали синие мешочки покупать, сейчас же их выдают как бы бесплатно, но в реальности переводят хозяину бахиловой фабрики средства либо из бюджета, либо из Фонда медицинского страхования. А пользы от них, думаю, ноль. По поводу масок один из отечественных сатириков (чуть ли не медик по образованию) говорил примерно так: «Вот кричат: маски надевайте, маски! И люди выходят в масках. Боже ж мой! Но они хотя бы имеют представление о том, какого размера вирусы, от которых им велят защищаться этими масками? Их ведь, вирусы, только в микроскоп и можно разглядеть. И знают ли, во сколько раз вирусы, которые видны лишь в микроскоп, меньше размера видимых и невооруженным глазом дырочек в любой ткани, из которой маска сделана?» В общем, не исключено, что маски – это тоже чей-то бизнес и ничего личного. Но в них, наверное, спокойнее.

При средней продолжительности жизни россиян в 70 лет одна семидесятая часть населения ежегодно этот мир покидает. Или около двух миллионов. В месяц – порядка 170000 человек, 100 из которых умерли в январе от свиного гриппа. Вернее, от осложнений. Вот эти осложнения государство и должно, на мой взгляд, безо всяких истерик предотвращать. Своевременно принимать меры против заражений в группах риска, к которым относятся, как правило, дети, старики и люди с ослабленным иммунитетом. Не тянуть с объявлением карантина в школах и учреждениях среднего специального и высшего образования. Здесь лучше переборщить, чем недоборщить, и не очень понятно, почему в Ульяновске ситуация до сих пор упорно не называется эпидемией и не отменяются занятия. Какими бы ни были для этого причины, речь может идти уже и о преступном головотяпстве – со здоровьем и жизнями граждан не шутят. Ни по какому поводу. И в Уголовном кодексе есть ведь на этот счет специальная статья, под которую рискует подпасть министр здравоохранения региона Павел Дегтярь. Преступно как сокрытие реальной картины, так и нагнетание истерики и страхов. И то и другое людей дезориентирует и делает менее защищенными, как всякое нервное напряжение, которое ослабляет человеческий организм.