Любителей собирать предметы в коллекцию в Ульяновске предостаточно: филателисты, нумизматы, библиофилы. Кто-то собирает всевозможных матрешек, а орнитолог, научный сотрудник Краеведческого музея Дарья Корепова – перья птиц и самые разные фигурки пернатых. Тинейджеры скупают кукол – героев популярных мультипликационных сериалов, а директор ледового дворца “Волга-Спорт-Арена” Эдуард Шабалин – холодное оружие. Архитектор Александр Капитонов со своей коллекцией живописи продолжает традицию прошлого.
Об этой традиции Луиза Баюра – искусствовед, заместитель директора по научной работе Ульяновского художественного музея – написала книгу «Художественное коллекционирование в Симбирской губернии конца XVIII – первой трети XX века. Собиратели. Мастера. Хронисты».
– Книга посвящена исследованию художественной жизни региона, феномену художественного коллекционирования как начального опыта и первичного этапа музейного собирательства в Симбирской губернии, – рассказывает автор. – Своеобразие художественной жизни в Симбирском крае, как и в большинстве губерний центральной России и отчасти Поволжья, в значительной степени обусловлено богатейшими традициями усадебной культуры.
Эти традиции и высокий культурный уровень задавали своим примером выдающиеся просветители – уроженцы Симбирского края, считает Баюра. В первую очередь она выделяет влияние Николая Карамзина, которому в книге посвящен целый раздел. В отдельной главе показана собирательская деятельность симбирских дворян Орловых-Давыдовых, Юрловых-Мещериновых, Екатерины Перси-Френч (последней из рода Киндяковых), Николая Селиверстова и Николая Шатрова, коллекции которых легли в основу собраний известных поволжских музеев Самары, Сызрани, Пензы и одного из старейших в стране художественного музея – Ульяновского. Большой раздел книги посвящен личности Владимира Поливанова, инициатора создания Симбирской губернской ученой архивной комиссии, основателя Краеведческого и Художественного музеев в Симбирске, которым в 2015 году исполнилось 120 лет.
В части о художниках Симбирского края с особым пиететом говорится о Василии Худякове. Бывший крепостной крестьянин стал академиком живописи, а его картина (“Стычка с финляндскими контрабандистами”) стала одним из двух первых полотен, приобретенных Павлом Третьяковым, и положила начало всемирно известной Третьяковской галереи.
В тексте последней главы раскрывается одна из драматических страниц в истории культуры страны и симбирского региона, связанная с глобальным перераспределением художественных ценностей в период национализации усадебных и городских коллекций. Показана огромная роль симбирской интеллигенции – подвижников культуры, всеми доступными средствами спасавших музейные ценности. Подчеркивается мысль о том, что своеобразие и уникальность современного областного Художественного музея, сосредоточившего в своих фондах художественные ценности регионального, национального и мирового уровня, заключается в глубокой связи его коллекций с историей культуры Симбирска.
Ознакомиться с книгой можно в библиотеке Ульяновского художественного музея, во Дворце книги и других центральных библиотеках города.
Анна Школьная