Сергей Гурьянов
Вступило в силу постановление главного санитарного врача России, которое одним махом решает проблему излишней наполненности классов в школах. Решение, правда, очень простое – из СанПиНа убрали обязательное наличие в классе не более 25 детей. Теперь – хоть 100, лишь бы места хватило.
То есть если класс большой, освещение хорошее, то можно и 40 человек посадить за парты.
Надо сказать, это очень необычное решение для проблемы, с которой сталкиваются многие школы после повальной их оптимизации – даже в поселковых школах сейчас в классах «перенаселение»: может сидеть и по 30 человек. В ульяновских школах, гимназиях в первые классы набирают тоже по 30 человек. Это мало кому нравится, да и учиться тяжело, но реально норма, установленная СанПиНом, не действовала. Лишь некоторые школы получали штрафы от Роспотребнадзора за «перенаселение», но в Ульяновской области таких прецедентов, насколько нам известно, не было. Все понимают – школы тут права голоса не имеют, так уж распределили в Управлении образования.
Вот и решили – норму убрать.
Между прочим, СМИ сообщали, что федеральный Минюст пытался ввести новую норму – не более 24 человек в классе, чтобы все помещались за 12 партами. Но Минобрнауки решение заблокировало.
Возможно, определенный резон в этом есть – убран дополнительный рычаг давления на директоров. По крайней мере, об этом говорили на федеральном уровне. Но вот для регионов, кажется, это новый повод продолжить оптимизацию маленьких школ – можно размазать очередное образовательное учреждение по более крупной школе.
Требования к малокомплектным школам тоже изменены. Появилась формулировка «задание на проектирование» – именно этой расплывчатой фразой должны определяться условия обучения, вместимость маленьких школ.
Также регламентируется урочная и внеурочная деятельность. В новых правилах оговаривается, что внеурочная деятельность по выбору школы, учеников, учителя может проходить не только в течение недели, но и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Так, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования (то есть в начальной школе, средней и старшей), а также их суммирование в течение учебного года.