На прошлой неделе Законодательное Собрание области на внеочередном заседании поддержало региональный закон о назначении компенсаций по выплатам за капремонт для пожилых одиноких пенсионеров. Однако закон, судя по официальным документам, для некоторых ульяновцев может обернуться не помощью, а очередной головной болью.
Инициатива помочь некоторым гражданам с платой за капремонт исходила от федеральных властей. В конце прошлого года – 29 декабря – в Жилищный кодекс были внесены изменения, позволившие региональным властям принимать такие меры поддержки.
Впрочем, круг тех, кому регионы могут помочь с этой выплатой, был определен федералами достаточно узким. Речь идет только о неработающих собственниках квартир, достигших 70 лет. Более того, чтобы претендовать на компенсацию, они должны жить либо в одиночестве, либо только вместе с неработающими пенсионерами. Пенсионерам, дожившим в таких условиях до 70 лет, власти предложили возмещать 50 процентов от платы за капремонт. До 80 лет – сто процентов.
При этом сумма компенсации должна рассчитываться исходя не из реальной платы пенсионеров за квартиру, а из регионального стандарта нормативной площади жилого помещения. В результате в расчете того, сколько средств из бюджета понадобится на новый закон, учитывалось, что средняя компенсация в 50 процентов взноса составит 112 рублей и 75 копеек, в сто процентов – 225 рублей и 50 копеек.
По расчетам, компенсации смогут получить порядка 14 тысяч ульяновцев. На год для их выплаты из бюджета потребуется потратить около 25 миллионов рублей.
Сумма немалая, особенно учитывая кризисную ситуацию в российской и ульяновской экономике. Но региональные чиновники и депутаты на удивление легко пошли на эти траты. И даже слишком быстро.
Закон был поддержан облправительством и принят Заксобранием с нарушением сроков общественного обсуждения. Впрочем, пренебрежение общественным мнением в официальной информации объяснялось исключительно заботой о населении: скорее бы уже принять закон и начать по нему доплачивать с трудом сводящим концы с концами пенсионерам.
Но при более детальном изучении нового закона выяснилось другое. В пояснительных записках к законопроекту отмечается, что на его реализацию не потребуется выделения дополнительных средств из бюджета. Более того, при разработке закона предлагалось начинать платить компенсации за выплаты, внесенные не с января 2016 года, как решено было в итоге, а лишь с мая, с окончанием отопительного сезона, в который многие ульяновцы приобретают право на коммунальные субсидии из-за большой стоимости отопления.
Объяснение такого срока для пенсионеров звучало угрожающе: «Внедрение данного законопроекта с 1 мая 2016 года позволит избежать образования переплат у получателей субсидий и региональной компенсации, так как исключит предоставление компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт по нескольким основаниям одновременно, что позволит избежать социальной напряженности населения, являющегося получателем субсидий региональной компенсации». То есть от появления вроде бы новых мер поддержки населения специалисты соцзащиты ждали социальной напряженности, а не наоборот – улучшения положения пенсионеров.
Объяснение этого парадокса кроется в принципах, по которым нашей соцзащитой назначаются социальные выплаты, в частности, субсидии на оплату коммунальных услуг. При их назначении учитываются доходы граждан. И если доходы вырастают, а компенсации за капремонт будут засчитываться в доходы, гражданин может потерять право на субсидию. Более того, так как субсидия назначается не на каждый месяц, а на длительный срок, произошедшая переплата с гражданина высчитывается.
Из таких принципов следует не только опасность получения «лишней» соцподдержки для граждан, которым будут назначены компенсации за капремонт, но и по сути нулевая для областного бюджета стоимость широко рекламирующейся новой меры поддержки. Для выплаты компенсаций за капремонт в 2016 году при принятии закона не пришлось переверстывать бюджет, потому что соцзащите не понадобятся на него дополнительные средства. Судя по пояснительным запискам к законопроекту, планируется, что нужные 25 миллионов будут взяты из денег, заложенных на субсидии по «коммуналке», так как число их получателей с назначением компенсаций за капремонт, соответственно, уменьшится.
На прошлой неделе мы обратились в региональное Главное управления труда, занятости и социального благополучия, чтобы с помощью его специалистов помочь читателям понять, стоит ли им получать компенсации за капремонт или эти выплаты будут лишней морокой, а денежной поддержки не принесут. К сожалению, за несколько дней ведомство не смогло дать нам объяснений по поводу разрекламированного закона. Поэтому будьте внимательны: денежная помощь, которую обещают наши чиновники, не всегда на самом деле может таковой стать.

Лидия Пехтерева