Сколько лет действует уже 354-е постановление правительства России о предоставлении потребителям услуг ЖКХ, но только сейчас хватились, что постановление что-то учитывает то ли не совсем корректно, то ли совсем некорректно. И это при том, что в области тьма-тьмущая ответственных за ЖКХ структур.
В комитете ЖКХ и энергетики ЗСО по поводу начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (ОДН) проводятся совещание за совещанием.
Напомню, что в расчет за ОДН входят освещение лестничных площадок, подвалов, работа лифтов и насосного оборудования. То есть электроэнергия – это ресурс, который реально расходуется в местах общего пользования. Именно сейчас, в преддверии осенних выборов, вокруг нее в официальных структурах вдруг началось ломание копий.
Жильцы обнаружили, что плата за ОДН завышена, поскольку ОАО «Ульяновскэнерго» рассчитывает ее неправильно, негодует руководство комитета. В домах с двухтарифными общедомовыми счетчиками и частью однотарифных квартирных ОДН определяется без учета раздельных тарифов, и суммы получаются больше. И хотя расчет ведется по формуле из 354-го постановления, такой расчет недопустим, констатируют комитетчики, признавая, однако, что в 354-м постановлении этот момент попросту не учтен. Восполнить пробел попыталось в 2013 году минэнерго области, издав специальные рекомендации, которыми и руководствовалось «Ульяновскэнерго».
Поставщик настаивает, что никаких нарушений не допускает, поскольку формула из 354-го документа рассчитывает не плату за ОДН, а объем ресурса, расходуемого в местах общего пользования. Не рубли, одним словом, а киловатт-часы. И уже потом считается плата. Жильцы же делают наоборот – считают сначала плату, потом выводят из нее объем электроэнергии на ОДН. Вот это-то, говорит поставщик, и является некорректным подходом. Спор, уточним, о домах, в которых «Ульяновскэнерго» выступает исполнителем услуги.
Но для чего существуют областное министерство ЖКХ и энергетики, комитет ЖКХ ЗСО, Главрегионнадзор, Комитет ЖКХ и транспорта горадминистрации, Общественная палата региона, Городской общественный совет собственников в ЖКХ? Все, что нужно было сделать при обнаружении каких-то нестыковок в применении 354-го постановления, это направить письмо в федеральное Министерство ЖКХ, попросив в нем либо разъяснений, как в этой ситуации поступать, либо внесения поправок в постановление, устраняющих пробелы. Вместо этого областное министерство издает какие-то рекомендации, но издание которых, оказывается, неправомочно, а недавно оно отменило и эти рекомендации, оставив проблему висеть в воздухе. Годами эту проблему не замечал комитет ЗСО и опомнился только перед выборами. А раньше, еще в 2013 году, нельзя было изучить постановление и понять, что и как в нем работает.
И этот стиль действий, а точнее – бездействие власти стал в Ульяновске уже фирменным. Особенно ярко он демонстрируется в вопросе о задолженности перед поставщиками ресурсов. За ту же электроэнергию, к примеру. Управляющие компании (УК) бодро и весело копят долги, которые исчисляются десятками и сотнями миллионов рублей, но руководство УК и в ус не дует. При случае создадим, дескать, новую компанию, перекинем в нее жилые дома вместе с жильцами, а старую пустим под банкротство. Отвечать будем десятью тысячами уставного капитала – и взятки гладки!
Поставщик перешел в конце концов на прямые договоры с жильцами, правомочность которых постоянно оспаривается. Переход, впрочем, никого из управляющих компаний не испугал, и они продолжают копить долги. Не платить ресурсникам стало уже просто трендом в нашей области, хотя поставщикам-то ведь все равно, на прямом абонировании их потребители или нет. И остаётся только надеяться на то, что бесконечные разговоры, наконец, закончатся и власть начнет принимать реальные управленческие решения в отношении законодательных норм.