Юбилейная выставка замечательного художника Евгения Шибанова открылась в Ульяновске. В год своего 75-летия он представил свои картины в залах музея, который поразил его в 18-летнем возрасте, – в Художественном музее. А осенью они отправятся в Москву, в залы Академии художеств.
– Евгений Шибанов – уникальное явление для Ульяновской области, да и для страны, – считает искусствовед Татьяна Стадлер. – Он донес в своих работах русский дух, где много смеха, карнавала. Своеобразно, что самые лирические чувства он передает через животных и природу – они у него человечны и очень по-человечески радуются и грустят. У Шибанова даже столбы так же опьянены праздником, как деревенские жители, и крыши загораются светом. Это такой поэтический момент, который живет во всех нас. Если мы поглубже копнем, то найдем в себе этого человека – обожествляющего природу, способного жить в любых условиях. Он видит красоту и откликается на нее. Такая гармоничная жизнь передана в его работах. В них присутствует и мудрость жизни, которая веками скапливалась у нашего народа. Обо всем этом художник с нами говорит глубоко, по-человечески – и это получается у него ярко. Он не боится света, который буквально бьет в глаза.
За 30 лет жизни в деревне Молвино Тереньгульского района Шибанов создал целую антологию сельской жизни. Не серой и унылой, какой она может казаться одному городскому жителю, и не пасторально-приукрашенной, как может полагать другой. Народный дух в его работах не имеет ничего общего с лубком. В центре большинства работ – человек в определенный момент жизни. Художник достигает такой концентрации этого момента – будь это человек, бредущий со снопом сена, старуха с коромыслом, кузнец, бьющий молотом по заготовке, – что этот момент представляется чем-то вроде кульминации, словно весь мир замер, чтобы прочувствовать всю полноту такого обычного и повседневного, но, в то же время, очень значимого мгновения. Хотя у каждого персонажа есть свой прообраз – это соседи Шибанова по Молвину, – они одновременно стали собирательными образами. Тип деревенского жителя, каким его видит Шибанов, – человек с натруженными руками и ногами, согбенной спиной, простоватым добродушным лицом, это какая-то добрая пародия, шарж на тему русского былинного богатыря. Посредством гипертрофированных форм юмора и гротеска художник словно рассказывает анекдот, у которого за видимой смешной стороной кроется второй смысл. Таким же нескладным, в чем-то одиноким и одновременно самодостаточным, показывает Шибанов и себя – за последнее время у него появилось много новых работ, и в том числе – автопортреты. Сутулый старичок в окружении старых стен кажется мудрым домовым, познавшим многовековую народную мудрость.
– В деревне я освободился от чернухи и от темных красок, – рассказывает он. – Суету мира променял на духовную свободу. Думаю, именно там я кое-что понял в живописи. А найти свой стиль с его тремя составляющими – юмором, абсурдом и гротеском, – мне помогли мои любимые писатели Гоголь и Салтыков-Щедрин.