Пять лет назад, в феврале 2011 года, “Молодёжка” писала о том, что в селе Ясашная Ташла Тереньгульского района в источнике Владимирской Божьей Матери, которому приписывают чудодейственные свойства, стала пропадать вода. Впервые за более чем двухсотлетнюю историю своего существования родник начал пресекаться. А недавно к нам в редакцию написала жительница Ясашной Ташлы и сообщила хорошие новости.

КАМЕНЬ НА КАМНЕ
“Хочется поделиться радостью с читателями “Молодёжки”, – пишет автор письма Лидия Петровна Кудряшова. – Источник почистили, облагородили, заменили трубы, площадку теперь окружает забор, по спуску посажены цветы, деревца. Здесь несколько икон. Часто горят свечи, поются молитвы. На пригорке, уже под сияющим куполом, стоит часовня, правда, еще без окон. Многие жители активно принимают участие в строительстве, но все равно не хватает денег. Надеемся, к престольному празднику Владимирской Божьей Матери (отмечается 6 июля – Прим, авт.) будет проведено первое богослужение. Я долго искала вашу редакцию, а мне уже 70 лет. Если что не так, простите. Но мне очень хочется помочь строительству часовни. Приезжайте к нам летом за грибами, я знаю много мест!”

Насчет грибов – это мы вас, Лидия Петровна, ловим на слове! Ясашноташлинские леса богаты маслятами, белыми грибами и опятами. В сезон “тихой охоты” там, говорят, настоящий рай для грибников. Но до лета ещё далеко. А вот посмотреть на оживший в селе источник мы отправились на прошлой неделе.

Ехали и спорили: что значит “ясашная” и что значит “ташла”? Редкий случай, когда в названии непонятны оба слова. Ясаком на Руси называли натуральную подать (налог, иным словом). Выходит, ясашный -это связанный с таким налогом. “Ташла” с тюркского языка переводится как “каменный”. Вместе получается несуразица какая-то… Уже на месте мы поспрашивали у жителей, как же переводится название их села. Одни говорят: “белый камень”, так как вокруг много меловых отложений. Белокаменная, стало быть, Ясашная Ташла. Другие утверждают, что всё-таки “синий камень”. Возле села до сих пор добывают синюю глину. Ею лечатся, прикладывая к больному месту, кто-то даже настаивает её на воде и пьёт. Правда, напоминает рецепт вечной молодости?

Сегодня в Ясашной Ташле проживает 2000 человек.

Многие уехали в город, зато в селе появилось много дачников. Первое официальное упоминание о селе датировано 1674 годом. Доподлинно нигде не зафиксировано, но люди говорят: примерно столько же времени в Ясашной Ташле бьет из-под земли источник Владимирской Божьей Матери.

ВЫСТРЕЛ В ВОЗДУХ
Своё название родник получил в честь того, что возле него когда-то одному пастуху прямо в воде явилась икона Владимирской Божьей Матери. Одна из самых чтимых реликвий в православии была привезена в Киев из Византии в начале XII века. В 1395 году икона была перенесена в Москву для защиты города от нашествия Тамерлана. Войска завоевателя не дошли до Москвы, свернув на полпути, что было расценено как заступничество Богородицы. На месте встречи (то есть сретения) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. С чудотворной иконы сделано множество списков (копий). И, конечно, явление её в водах родника расценивалось сельчанами как особый знак свыше.

Источник стал очень популярным среди местных жителей. К нему приходили не только молиться, но и просить избавления от хворей. Многие исцелялись от недугов, особенно если болели ноги.

– Раньше чудес было больше. Старожилы помнят, как люди приходили к источнику из других сел, из Сенгилеевского района на лошадях привозили хромых и неходячих. Обратно они шли своими ногами, – рассказывает Лидия Кудряшова. – 80-летняя местная жительница вспоминает, как маленькой вместе с другими детьми играла возле источника, и в том месте, где бил ключ, на белом песке проявлялся лик Богородицы. Они побежали к взрослым с криками: “Там женщина с ребенком в роднике!” Но прибежавшим со всего села взрослым она уже не показалась.

В советские времена к роднику не зарастала народная тропа. Несмотря на запреты даже подходить к нему! Люди все равно брали здесь лечебную воду, молились украдкой.

– В 70-е годы я была завхозом в местном леспромхозе, – вспоминает Валентина Васильевна Кириллова, жительница Ясашной Ташлы. – Накануне праздника Владимирской Богоматери, узнав, что люди хотят идти к роднику, меня вызвал к себе секретарь парткома из Тереньги и велел собрать всех, чтобы никто никуда не ходил. Я отказалась. “И вы не ходите, Богом прошу! – говорю секретарю. – Если кто-то захочет взять воду, он все равно придет”.

Но партийные работники стояли на своем. Взобрались на горку, аккурат над родником, и давай из ружья вверх стрелять – людей распугивать. Ни один из сельчан, пришедших за водой, не ушел. Народ пробирался к святому источнику в обход перекрытой коммунистами тропы, болотом. Потом местные безбожники надумали засыпать родник бульдозерами, но жители села его отстояли.

Среди тех, кто ухаживал за источником, была жительница Ясашной Ташлы Ольга Егоровна Яковлева. Её не стало в 1991 году. И вскоре ключ с целебной водой понемногу начал иссякать.

– Я думаю, это оттого, что народ перестал молиться, забыл Бога, – рассуждает Лидия Кудряшова. – Потому в селе и начались неприятности, стали люди погибать при загадочных обстоятельствах, стало больше пожаров, неурожаев из-за засухи, началось пьянство, драки, совхоз разорился, леса вырубались, даже пруд весь зарос.

За последние годы родник силами сельчан восстановили и благоустроили. Он окружён иконами, которые местные жители с радостью отдают для намоленного места. Обустроена купель. У родника даже электрическое освещение сделали.

– Летом я часто приезжаю к роднику на велосипеде вместе с подружками, – рассказывает Лидия Петровна. (А ей, между прочим, 71-ый год.) – Приедем уставшие, бывает, и расстроенные чем-то. Посидишь тут, помолишься, и откуда-то берутся силы. Это все замечают. У нас в округе много родников, только я насчитала 14. Всего их, конечно, больше, но явление иконы было только у одного.

ЧАСОВНЯ
Сколько стояло село, была в нем церковь преподобного Сергия Радонежского. В 1937 году председатель местного сельсовета бодро снял с нее колокола. А во время войны здание и вовсе разобрали по кирпичику. Благодаря всё той же Ольге Яковлевой в Ясашной Ташле решили восстановить часовню. У народа появилась надежда, что в селе прекратятся разбои и неурядицы, люди снова потянутся в церковь и станут добрее, умнее… Сейчас строительством часовни занимается дочь Ольги Егоровны Надежда.

– Местные жители относятся к этой идее положительно, – говорит Надежда Медведева. – Стараются помочь чем могут. В Кузоватове два мастера, муж с женой, пишут для часовни иконы. На иконостас средства собираем всем миром. Бывает, даже незнакомые люди, которые у нас в селе не были ни разу, звонят и спрашивают, как перевести деньги.

В том, что дело это нужное, людям даже знак был. Случился как-то в селе ураган. Одно дерево, которое грозило упасть на строящуюся часовню, рухнуло под напором ветра – к изумлению людей -вдоль часовни, а не на нее. Стало быть, одобрено решение.

Екатерина ПОЗДНЯКОВА