все равно, нравится это «жадным упырям» или не нравится.
Редчайший случай, когда хочется поддержать представителя власти, а именно: советника президента России по вопросам интернета Германа Клименко. Как, наверное, уже слышали наши читатели («Курьер» об этом писал), Клименко укорил правообладателей, требующих деньги за скачивание пользователями интернета фильмов, музыки, книг и проч., в жадности, сказав примерно то, что в тяжелой ситуации, в которой оказалось население, нужно бы умерить аппетиты, снизить цены в тех же кинотеатрах и на концертах и не обогащаться любой ценой.
Группа так называемых правообладателей, в составе которой директор Первого канала Константин Эрнст и глава «Росфильма» Карен Шахназаров, опубликовала открытое письмо Герману Клименко, в котором стыдит его за непонимание вреда пиратства. «Если в государстве не будет кино, музыки, литературы, театра и прочих искусств – не будет государства», – заявляют авторы письма, указывая, что «разгул воровства результатов творческой деятельности подрывает основы государства. В том числе крайне негативно сказывается на авторитете интеллектуальной деятельности в других сферах, например, в науке, технологиях, управлении и т.д.». Правообладатели требуют от Клименко извинений за «жадных упырей», с которыми он их сравнил.

Но можно сказать как-то и иначе, жлобы, к примеру, только от этого ничего ведь не изменится. Сошлюсь на авторитет покойного Сергея Петровича Капицы, многолетнего ведущего передачи «Очевидное невероятное», доктора наук, сына легендарного ученого-физика Петра Леонидовича Капицы. Сергей Капица считал и постоянно твердил, что мир изменился, информация стала (в том числе через интернет) достоянием всех, и авторское право в том виде, в котором оно существует, превратилось в анахронизм и тормоз в развитии человечества. Капица полагал, что интернет, по крайней мере, не должен быть кормушкой для авторов, из которой им за однажды снятый фильм всю оставшуюся жизнь текли бы деньги. По сети передается не материальная субстанция, а нули и единички, представляющие информацию, которая должна распространяться беспрепятственно.

Нужно, конечно, иметь тот еще апломб, чтобы, как эти господа-правообладатели, заявлять, что их продукция, то есть фактически они, является тем, без чего не будет государства. Это без «шедевров» Первого канала не будет России? На мой взгляд, все как раз наоборот: без них, интеллектуально и эмоционально отравляющих массы, Россия была бы, по крайней мере нравственно, здоровее, и если «пираты» своим скачиванием мешают Эрнсту снимать эту его продукцию, их надо только приветствовать и, возможно, награждать за укрепление государства. Или что такого сверхценного снял за последние 25 лет защищенный авторским правом шахназаровский «Мосфильм», чтобы было на уровне Тарковского. Рязанова, Гайдая, Данелия, получавших за свои всенародно любимые фильмы копейки, если мерить по нынешним временам?

Какие нетленные тексты оставит потомкам сверхплодовитый писатель Прилепин? Чем поразят грядущие века современные музыкальные творцы, чтобы запомнилось, скажем, как «Подмосковные вечера»? О чем вообще правообладатели хлопочут, если в творческом плане вся постсоветская эпоха вопиюще бесплодна, хотя за свою опустошающую народную душу трескотню они получают и желали бы получать и дальше кучу «бабок». Художник творит, не оглядываясь на закон об авторском праве, творит потому, что его гений не оставляет ему другого выбора. Не ради денег создавал свои картины нищий, живший на содержании состоятельного брата, Ван Гог, чьи творения идут сегодня на аукционах за сотни миллионов долларов. Не ради денег писал свои труды Лев Толстой, будучи графом и богатым землевладельцем, а потому, что не писать не мог. И он, как известно, отказался от авторских прав на свои произведения и в последние 30 с лишним лет жизни ничего за них не получал.

Уже тогда старик Лев Толстой смотрел далеко вперед, в наш XXI век, понимая, что мысль, после того как высказана, принадлежит всем. Удивительно, что это понимал и скончавшийся в возрасте 84 лет Сергей Капица. Но не понимают современные авторы разного рода профанаций, надеясь, что будут почивать на том, что они называют лаврами, и качать миллионы. Однако им, думаю, предстоит смириться. Я не большой поклонник интернета, но вряд ли им удастся оседлать и его. Будут жить не рентой, являющейся развращающим фактором в любой сфере, а тем, что заработают. Ездить с концертами, продавать книги, показывать фильмы в кинотеатрах. Если они чего-то стоят, люди придут и заплатят. Если ничего не стоят, не придут и не заплатят.

Артур ТАНИЕВ