В декабре 2015 года в Чер-даклах состоялась презентация издания о жизни художника фирмы Фаберже Василия Зуева. Сегодня о музее и книге, посвященной нашему земляку-уроженцу Симбирска-Ульяновска, узнали в США и в ювелирном сообществе России.

Новости о событиях, связанных с популяризацией наследия Василия Ивановича Зуева, размещены на сайте журнала “Русский ювелир”, а также на портале “Faberge Research Site” (США). На этих ресурсах собраны новости со всего мира о современных событиях, связанных с знаменитой фирмой Фаберже. Теперь на сайте есть информация под заголовком “Чердаклы, Ульяновская область, Россия”, и она доступна мировому сообществу поклонников вечного искусства Фаберже.

Не случайно для этого события выбран 2016 год. Это – год 170-летия со дня рождения Карла Фаберже. Мастер и ювелиры его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 году. Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу

ежегодно. Изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз – это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы. Имена некоторых из них сохранились, так что обычно не говорят, что автор всех яиц – лично сам Карл Фаберже. Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август Хольстром, Генрик Вигстром, Эрик Коллин и Василий Зуев.

В декабре 1903 года миниатюрный портрет императрицы работы Зуева был замечен на одной из выставок Николаем II, который велел разыскать автора работы.

В 1904 году Василий Иванович начал сотрудничество с Петербургским отделением ювелирной фирмы Фаберже, став основным исполнителем миниатюр на слоновой кости. В основном он писал портреты, в том числе украшавшие несколько императорских яиц, изготовленных Фаберже. Точное число работ Зуева неизвестно, их было приблизительно 160.

Человек он был достаточно обеспеченный: одна его миниатюра стоила 150 рублей, а в месяц Зуев получал 750 рублей (для сравнения, жалование министра было 1000 рублей). После революции 1917 года Василий Зуев вернулся на родину, проживал в Чердаклах.

В честь юбилейной даты в Чердаклах сейчас открыт районный конкурс детского творчества “Роскошь своими руками”. Устроители хотят приобщить молодёжь к культурному наследию России. Обязательным условием конкурса стало то, что работы должны быть выполнены в стиле ювелирного Дома Фаберже.