Артур Таниев
Следственное управление Следственного комитета России (СУ СКР) по Ульяновской области совместно с Управлением ФСБ расследуют чистоту сделок с городскими земельными участками. Возбуждено первое уголовное дело.
Касается дело участка по улице Тимирязева, 3, информирует СУ СКР. На нем стоял многоквартирный дом, снесенный в 2012 году по программе переселения из ветхого жилья. Однако после 2014 года этот несуществующий объект был продан как реальный ветхий дом. Осуществил продажу муниципалитет, а подготовило «дом» к этой сделке, сфабриковав, по версии СУ СКР, документы, МБУ «Стройзаказчик», в ведении которого находился участок. Фокус же тут в том, что, если бы земля была продана как просто земля, город выручил бы за нее, по оценке следователей, не меньше шести миллионов рублей, а будучи проданной как бесплатное приложение к руинам, она принесла в казну только три миллиона. Счастливым обладателем участка под воображаемыми руинами в центре Ульяновска стало, как сообщается, некое ООО «Автостан», хозяин которого владеет еще целым рядом таких фирм. Подозревают, впрочем, что это ООО – подставное, а истинным покупателем земли стал тот, кто ее и продал, то есть лицо от МБУ «Стройзаказчик».
Комментаторы бросились разбирать новость на составные. Наиболее радикальные заявили, что «все разворовано – всех в тюрьму!». Другие перешли, так сказать, на личности, напомнив, что во главе «Стройзаказчика» стоит Александр Шканов – брат «того самого Михаила Шканова, которого недавно судили». Еще вспомнили, что главой города в период осуществления схемы с подделкой документов на снесенный дом была Марина Беспалова, с нее, дескать, и спрос. На это возразили: не несите бред – у Беспаловой не было ни распорядительных, ни финансовых полномочий, которые находились целиком в руках городской администрации. Мелькнула и осторожная попытка дезавуировать назревающее обвинение. Так, анонимный источник из строительного бизнеса заявил газете «КоммерсантЪ», что преступления, возможно, и не было. Просто ветхое здание снесли, а фундамент остался, его и продали как непригодный для проживания дом. И что «так часто делают». Не очень понятно, правда, что именно делают – оформляют ради покупателя оставшийся от объекта колышек как дом и по дешевке продают или что?
Но, насколько можно понять, СУ СКР считает преступлением, во-первых, подделку документов, что и является мошенничеством, по признакам которого возбуждено уголовное дело (ст. 159 УК РФ), и, во-вторых, ущерб, нанесенный этой сделкой городскому бюджету. Следователи обещают проверить и другие факты продажи аналогичных «жилых домов», иначе говоря, земельных участков, по заниженной цене. Боюсь, что тут Следственное управление нападет на золотую жилу, вроде Клондайка в XIX веке, поскольку оборот земли – это как темная сторона Луны, которую люди никогда не видели. И, в общем-то, не знают и не понимают, по каким мотивам и документам, с какими заключениями и с чьими подписями, кому и почему уходят участки, и как, например, оказывается, что в месте, явно непригодном ни для какого строительства, начинается вдруг возведение чуть ли не небоскребов.
По словам старшего помощника руководителя СУ СКР Александра Сорокина, которые приводит «КоммерсантЪ», подозреваемых по делу о псевдоруинах на улице Тимирязева пока еще нет, они появятся «после установления всех обстоятельств преступления».