В начале февраля в Ульяновской области прошла первая экспедиция по поиску места захоронения священномученика Иоанна Ильинского, расстрелянного красноармейцами в сентябре 1918 года в Кузоватовском районе.
РАССТРЕЛ
26 сентября 1918 года отец Иоанн в храме совершил всенощное бдение, а по окончании богослужения пошел напутствовать больную прихожанку. Он вышел из храма и направился в дом умирающей. Но только отец Иоанн вышел за ворота церкви, как к нему подошли три красноармейца. Один из них сорвал с 72-летнего батюшки дароносицу и со словами: “Хватит тебе уже обманывать народ – ты арестован!” – отбросил святыню от себя прочь.
Батюшке не дали даже проститься со своими домочадцами и под конвоем увели на станцию Безводовка. Там его целую ночь допрашивали в штабном вагоне. Утром, около 10 часов, вагон отогнали в тупик, а священника вывели и в сопровождении вооруженных красноармейцев повели в сторону леса. Там на опушке леса батюшку и расстреляли. Затем вырыли неглубокую яму, сбросили в нее тело и чуть присыпали землей. Вероятнее всего, красноармейцы обвинили отца Иоанна в пособничестве белочехам, так как их штаб располагался в доме отца протоиерея. Имущество семьи священника конфисковал тогда местный комитет бедноты.
Позже сын священника обратился в Симбирский губисполком с просьбой о погребении отца, но получил разрешение только на следующий год. Тогда же Симбирский революционный трибунал сообщил, что “нет достаточного материала по обвинению священника Ильинского в контрреволюции”, и что убийство было совершено “неизвестными”. Имущество предлагалось вернуть семье. Такова история.
В ПОИСКАХ МОГИЛЫ
В феврале этого года симбирское духовенство решило отыскать могилу священника. Экспедиция проходила в рамках проекта “Святые земляки”, сообщает пресс-служба Симбирской митрополии. В ней участвовали специалисты отдела религиозного образования и катехизации Симбирской епархии, члены епархиальной комиссии по канонизации святых, активисты Симбирской губернской общины, представители Общества возрождения Воскресенского некрополя, духовенство и миряне Симбирской митрополии.
Сначала они побывали в селе Никольское. Там их встретили прихожане храма святителя Николая. Внук старосты Никольского прихода представил одну из версий развития событий 1918 года. Священномученик Иоанн мог быть захоронен за алтарем сельского храма. После молебна члены экспедиции нашли и очистили от снега склепы с захоронениями, однако могилы отца Иоанна не обнаружили.
Тогда они направились в Томылово, где после всенощного бдения в канун праздника Воздвижения Креста Господня (26 сентября 1918 года) протоиерея Иоанна Ильинского схватили вооруженные красноармейцы. В Томылово верующие побеседовали со старожилами села, которые были знакомы с детьми и внуками священнослужителя. Однако местные жители не знают, где он был захоронен. Их свидетельства и предположения сводились к тому, что отец Иоанн мог быть похоронен на старом сельском кладбище, которое сейчас из-за снега недоступно для исследования.
В завершение члены экспедиции посетили железнодорожную станцию Безводовка, где отец Иоанн был расстрелян, и встретились с супругой одного из его внуков. Сейчас ведутся поиски близких родственников протоиерея Иоанна Ильинского, которые могли бы помочь установить место упокоения его святых мощей.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Вечером 17 февраля митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий отслужил панихиду по погибшим и пострадавшим в годину страшных гонений на Церковь. Заупокойная молитва совершалась в домовом храме усадьбы купца Сач-кова, на месте массового расстрела духовенства и мирян.
Напомним, что 16, 17 и 18 февраля 1937 года в доме Сачкова, где ныне располагается резиденция правящего архиерея, и в других памятных местах Ульяновска были совершены массовые расстрелы архиереев, священнослужителей, монашествующих и мирян. Только за эти три дня в нашем областном центре были убиты более 1000 верующих.