Полиция и представители банков отмечают резкий рост мошенничества с использованием интернета, мобильных телефонов, банковских карт через банкоматы и системы дистанционного доступа к счетам.

Как отмечают в Управлении МВД России по Ульяновской области, по итогам января нынешнего года треть от всех совершенных мошенничеств на территории региона приходится на преступления в социальных сетях и сайтах бесплатных объявлений. Причем показатель этот стремительно растет. Только за первую неделю февраля в полицию поступило девять обращений от граждан, пострадавших от действий мошенников на одном из популярных сайтов бесплатных объявлений. В Димитровграде двое местных жителей лишились по семь тысяч рублей, отправив предоплату за покупку дома и снегохода. Получив деньги, “продавцы” больше на контакт не выходили.

Нарваться на аферистов можно и при продаже личных вещей. Так, в январе димитровградец пытался продать на сайте игровую приставку. Представившись покупателем, мошенник, чтобы показать серьезность своих намерений, пообещал внести предоплату. Для этого он попросил реквизиты банковской карты, получив которые, снял со счета продавца 99 тысяч рублей.

Молодые люди чаще всего становятся жертвами злоумышленников в соцсетях. Жительница Ульяновска решила откликнуться на призывы о помощи своей знакомой, разместивший сообщение на своей страничке в соцсетях, и перевела на ее счет 30 тысяч рублей. Лишь спустя несколько дней выяснилось, что страничка была взломана мошенниками, которые и получили деньги.

Банки всячески стимулируют клиентов пользоваться картами и управлять своими счетами дистанционно, через интернет. Все это открыло широкое поле для деятельности преступников. Как рассказала представитель местного отделения одного из крупнейших российских банков, чуть ли ни ежедневно сотрудники выявляют факты мошенничества.

– Чаще всего страдают пожилые люди, которые не очень разбираются в вопросах финансов, – говорит она. – Недавно в один из наших офисов пришел пенсионер, который попросил оформить ему банковскую карту и перевести на нее все накопления. Сотрудник банка заподозрила неладное и после долгих расспросов выяснилось, что мужчине пообещали выплатить некое пособие от государства, для получения которого якобы и нужно было обзавестись банковской картой. Афериста, ждавшего старика у входа в банк, задержали полицейские, которых вызвали работниками банка. Не прояви они бдительность, пенсионер лишился бы нескольких сот тысяч рублей.

Впрочем, далеко не все случаи мошенничества заканчиваются так благополучно. По словам банкиров, в последнее время появились группы кибермошенников, которые выгребают установленные рядом с банкоматами урны. Многие клиенты легкомысленно выбрасывают в них чеки с персональными данными, получив которые, злоумышленники легко могут снять со счетов ничего не подозревающего человека все деньги.

Как правило, деньги вернуть трудно, так как номер, на который перевели деньги, является “счетом-однодневкой”.

Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно соблюдать несколько правил, – отмечают в УМВД по Ульяновской области. – Ни при каких обстоятельствах не называйте незнакомым людям номер своей банковской карты, ее код, срок действия и имя владельца, не переходите по ссылкам, указанным в сообщениях, не раскрывайте личную информацию в интернете, не перечисляйте деньги на электронные кошельки, если не уверены в благонадежности контрагента, не переводите деньги для получения приза в лотерее. Если продавец необоснованно начинает требовать частичную или полную стоимость товара, игнорируйте такое требование. При настойчивом вымогательстве следует прекратить любые контакты.

Николай Генин