Министр сельского хозяйства Александр Ткачев сообщил недавно, что в правительстве разрабатывается новый ГОСТ, разрешающий выпекать хлеб из фуражного зерна. То есть из зерна, идущего на корм скоту.
Впрочем, как сказал недавно в одном из интервью президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, фураж используется в отечественном хлебопечении уже давно. «Берут улучшители, какой-то объем пшеницы четвертого класса, домешивают что подешевле и за счет улучшителей получают помольную партию», – пояснил Злочевский. Под «домешивают что подешевле» и имеется в виду как раз фуражное зерно. А возникла тема фуража в связи с признанием, что качество российского хлеба неуклонно деградирует, о чем много раз писал и «СК». Порой это даже и хлебом-то назвать трудно.
На позапрошлой неделе в Госдуме прошел так называемый «круглый стол», на котором говорили о качестве продуктов питания в стране. На этом «круглом столе» представитель Союза пекарей подтвердил слова министра Ткачева о разработке нового ГОСТа, открывающего фуражу дорогу к рациону россиян. Улучшители, используемые для придания хлебу товарного вида, идут из-за границы, свое производство этих добавок в России давно уничтожено. Но, сказал представитель Союза пекарей, муку хорошей кондиции в стране есть из чего получать, а изготавливается она из пшеницы третьего класса, которой у нас достаточно. Однако вырабатывают муку из пшеницы четвертого класса и пекут хлеб из смеси этой муки с фуражной и улучшителями. И можно, в общем, подытожить, что производят то, что россияне видят на своем столе.
До начала 2000-х качество хлеба в России контролировалось хлебной инспекцией. В 2004-м ее ликвидировали, и началась вакханалия, которая и привела к ситуации, когда население забыло вкус настоящего хлеба. И это в стране, где хлеб всегда был «всему голова». Аркадий Злочевский считает, что происходящее в какой-то степени закономерно. Издержки производства все время растут, а цены на хлеб сдерживает государство, вот хлебопекам и приходится, дескать, жертвовать качеством продукта. По мнению Злочевского, цены на наш хлеб сейчас в четыре-пять раз ниже, чем в США и Европе.
Но тут президент Зернового союза, да простит он меня за дерзость, сильно подзагнул. Вешать населению на уши лапшу, изготовленную хоть из муки высшего сорта, хоть из фуражной, можно легко было раньше, когда США и Европу мало кто из россиян видел, а интернета не было. Сегодня он есть – заходи и смотри цены на любые продукты в любой европейской стране. Что мы и сделали, выбрав для сравнения остров Кипр, популярный средиземноморский курорт с традиционно более высокими, чем в некурортных местностях, ценами как на продукты питания, так и на промышленные товары. И взяли из ассортимента стандартного супермаркета всего две позиции: Common bread и White sliced bread.
Common bread – это в переводе с английского, являющегося на Кипре вторым языком, «хлеб простой». Каравай весом в 800 граммов стоит 79 евроцентов. Килограмм, иначе говоря, – около одного евро, или 85 рублей по нынешнему курсу. В том, что курс рубля такой, – заслуга наших властей и ни капли вины населения. До обрушения рубля килограмм «хлеба простого» на Кипре стоил порядка 35-37 в пересчете на рубли. Теперь у нас. «Хлеб крестьянский», круглый, весом 700 граммов, стоит порядка 26 рублей. Килограмм – под 40 рублей. White sliced bread – «хлеб белый, нарезанный ломтиками», 750 граммов, стоит один евро 12 центов. Килограмм, следовательно, – 1,5 евро. До последнего фокуса с рублем это было 60 рублей. Берем нашу булку «Городскую», 200 граммов, продается в среднем по 15 рублей. Килограмм – 75 рублей. Молчу о качестве хлеба – на Кипре оно высочайшее. И молчу о зарплатах – на Кипре средняя в пределах двух тысяч евро в месяц (190000 рублей).
Кивать на Европу, где валютой является евро, вообще говоря, бесчестно. У нас своя валюта – рубль. Хлебопечение на евро никак не завязано. Зерно – свое, мука – своя, электричество – свое, зарплаты работников хлебопекарной отрасли, как и потребителей, тоже в рублях, и если исходить из европейского соотношения цены хлеба и средней зарплаты, то цены на наш главный продут завышены раз в 10-15. Да и дело пока что не в ценах, а в качестве. Вернее, в том, что власть не считает граждан России людьми. Потому в 2004 году была уничтожена и хлебная инспекция, потому и фураж негласно давно подмешивают в хлеб, потому, окончательно обнаглев, и хотят это узаконить в новом ГОСТе – чего со стадом церемониться.
Одновременно анонсируется, что в 2016 году Россия продаст зерна за границу больше, чем в 2015-м – 23,5 млн тонн. Причем зерна высококлассного.

Андрей Семенов